Олеся Дрожко
«Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Публикация «„Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений“» размещена в разделах
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.
У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Мозг этих детей не справляется с необходимостью воспринять многомерную матрицу языка. Все эти нарушения, если их не исправить вовремя в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т. е. ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот (Визель Т. Г. ,2005)
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Каждый язык имеет свою систему выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме, то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: “коза” и “коса”, “жить” и “шить”, “балка” и “палка”, “грот” и “крот” и т. д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!
Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Многолетняя практика показывает, что ребенка-логопата, при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике не утратили своей актуальности.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание не речевых звуков.
2 этап - различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и
тембру.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
- На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее.
- На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: «Кто позвал», «Найди игрушку», покажи звук», «Кто самый внимательный», «Солнышко или дождик», «Три медведя», «Животные и их детеныши».
- Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу («Твердый-мягкий», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко»).
- На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
- На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
- Задачей последнего шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. («Найди место фишке»)
При работе по данным этапам развития фонематического слуха следует использовать принцип постепенности, для лучшего усвоения детьми заданий.
Работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных, так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и т. д.).
В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.
Ребенок начинает чувствовать выразительные (интонационные и лексические) средства языка, отмечает семантику слов, их грамматическую форму. Он активно начинает использовать эти средства в связной речи и бытовом общении. Ребенок знакомится не только с отдельными звуками, но и с “работой” звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, в результате ребенок постигает больше того, что получил непосредственно из уст педагога. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.