Екатерина Петрова
Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Доклад „Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Младший дошкольный возраст (3-4 года) благоприятный период для развития речи детей. В этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Дети правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи.
Однако в ней имеются нарушения: часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее типичными являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Дети овладевают фразовой речью, их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую по объему и хорошо знакомую сказку. Однако речь детей однотипна : все глаголы в настоящем времени: предложения похожи друг на друга.
Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста :
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
3. Формирование словаря.
4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.
5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи
Исходя из этих задач, основными направлениями педагогической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста являются :
1. Расширение словарного запаса детей.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Развитие грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи (монологической и диалогической)
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность, как ведущая в этом возрасте.
Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный) - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Дидактические игры выполняют две основные функции – обучающую и развивающую.
1. Обучающая функция достигается за счет проблемного содержания игры и дидактической цели. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи.
2. Развивающая функция дидактической игры состоит в том, что в ней формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит исход игры.
Виды дидактических игр :
Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?»,«Что кому нужно?», «Лото».«Логический поезд», «Где это я видел?» и др.
Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож – не похож»,»Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольников
1)повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
2)обеспечивается психологический комфорт;
3)дети запоминают большое количество речевого материала;
4)активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.