Антипина Татьяна Сергеевна
Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.
Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено Несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.
Публикация «Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Овладеть звуковым анализом –значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.
Основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза:
- развитие слухового восприятия на неречевом уровне;
- развитий операций мышления- анализа и синтеза –на предметном уровне;
- развитие фонематического восприятия (речеслухового);
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- установление связи между звуком и буквой.
Формирование слухового восприятия необходимо начинать на самых ранних этапах подготовительной работы. Параллельно с развитием восприятия проводятся занятия по развитию анализа и синтеза с предметами. В этот же период проводится работа по развитию фонематического восприятия. Это будет являться базой для дальнейшего развития фонематической системы.
Для этого предлагается создавать определенную звуковую атмосферу при работе с детьми: включать музыкальные и звуковые инструменты и игрушки, использовать звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковым сигналом, аудиозаписи шумов, песен, художественных текстов. Эти приёмы работы помогут научить ребенка слушать и слышать звуки.
оценка разных качеств звуков (громкий/тихий, одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и т. д. ,
опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных инструментов, игрушек.
Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.
С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы работы:
-Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.
- Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?
- Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?
- Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?
- Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.
- Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо –это звук в слове кот.
Работа на основном этапе направлена на развитие фонематического восприятия и формирование различных форм фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе6 работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.
Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука –буквой и закрепление звуко-буквеного анализа предлагается проводить параллельно.
Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука –буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, красный кружок –гласный звук) и подбирает букву из разрезной азбуки. Для более прочного усвоения связи между звуком и буквой используются буквы разрезной азбуки, окрашенные разными цветами: гласные –красный цвет, твёрдые согласные –синий цвет, мягкие согласные –зеленый цвет.
Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака. Ребенку показывается карточка с изображением буквы, соответствующий звук произносит взрослый, а ребенок повторяет.
Для работы по развитию фонематического анализа и синтеза, закреплению связи между звуком и буквой можно использовать следующие игровые приемы:
Назвать первый звук в слове. Найти букву, которая обозначает этот звук.
Игра «У кого хороший слух?»
Взрослый показывает картинку и называет её. Дети поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах, взрослый, молча, показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
- Поднять букву «К», если услышишь слово со звуком (К).
- По сюжетной картинке назвать все слова со звуком (С).
Игра: «Какой звук чаще всего слышим?»
Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
- Придумать слова, которые начинались бы со звука (М, а заканчивались бы звуком (А). Выложить эти слова из букв разрезной азбуки.
- Поднять красный кружок, если слово начинается с гласного звука.
Игра «Поезд».
1) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. В первом вагоне поедут картинки, в названиях которых звук (Л) в начале слова, во втором вагоне картинки, где звук (Л) в середине, а в третьем, где звук (Л) находится в конце слова.
2) Детям предлагается поезд с тремя вагонами. Первый вагон синего цвета. В этом вагоне поедут картинки названия, которых начинаются с твердого согласного звука. Второй вагон –красный, в нем поедут картинки названия которых начинаются с гласного, а в зеленом вагоне –с мягкого согласного звука.
Игра «Первый звук потерялся»
Детям предлагается слова, в которых первый звук потерялся. Дети должны отгадать слово, произнести изолированно первый звук, который потерялся и показать букву, которая обозначает этот звук.
Игра «Шарики». Объяснить, что маленькие шарики улетели и встретились на большом облачке. Там буквы соединились и получились слова. Переписать буквы из маленьких шариков в облачко, прочитать слова. Провести анализ прочитанных слов (количество букв, из них согласных, гласных, твердых и мягких согласных, количество слогов.)
ЛУ + К = ЛУК
ИГ + РА = ИГРА
- Игра «Буквоешка». Вставить пропавшую букву в слове, назвать слово. Произнести по порядку все звуки в слове. Составить это слово из букв разрезной азбуки.
. ы р
м а.
. о б
Приемы работы, направленные на развитие фонематического синтеза :
Игра «Собери слово». Ребенку на слух предлагаются изолированно звуки слова, произнесенные по порядку. Необходимо составить слово из букв разрезной азбуки, прочитать слово по слогам, последовательно произнести все звуки данного слова.
- К названию картинки подобрать букву, которая соответствует звуку, находящемуся между звуками (И) и (А). Например: слово «машина» - звук (Н).
Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов) : сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон;
- Собрать слово из первых звуков других слов. Это упражнение выполняется с опорой на предметные картинки и на слух. Выложить слово из букв разрезной азбуки.
- Выделить согласный в начале слова. Соединить букву с картинкой. Собрать слово из букв разрезной азбуки. Например: буква «З» - слово «звезда», «Л» - «лимон».
Таким образом, предложенные приемы работы помогут родителям научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.
Слова для звукового анализа
• Ум, ус, ах, ох.
• Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
• Аист, утка, овцы, ива, уши.
• Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.
• Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.
• Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.
• Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.