Приложение МААМ

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста (10 фото)

Вера Чапурина
Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как

- фонематическое восприятие,

- фонематический анализ и синтез,

- фонематическое представление.

Напомню, что представляют собой фонематические процессы.

- Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

- Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Есть простой и сложный фонематический анализ.

- Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.

Публикация «Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.

Если способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка, понижена или отсутствует, то это говорит о фонематическом недоразвитии либо отсутствии фонематического развития.

Каждый логопед обязательно обследует состояние фонематических процессов у детей.

Я сегодня хочу представить свой альбом по обследованию фонематических процессов, который я составила для своего удобства и для большего интереса к заданиям во время обследования у детей. Я его создала, опираясь на «Методику психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи» Г. А. Волковой.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Фото №1 ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают как фонематическое восприятие фонематический анализ и синтез фонематическое представление

Далее публикую тот материал, который есть в альбоме.

В альбоме большинство заданий сопровождается картинками.

Простой (элементарный) фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова.

Инструкция:

Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ?

Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?

Слышишь ли ты звук [С] в слове МАСКА?

Фото №2 Напомню что представляют собой фонематические процессы

Выделение начального ударного гласного звука из слова.

Инструкции:

«Какой звук ты слышишь в слове Аня? Оля? Утро? Ира? Эхо?

Какой звук ты слышишь в слове МАК? РОТ?

Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА?

ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК?

(Звук, необходимый для выделения, логопед произносит интонирован но, т. е. выделяя его голосом).

Дифференциации звуков по противопоставлениям

Инструкция: Повтори пары слов.

Мишка – миска.

Уточка – удочка.

Рожки – ложки.

Точка – дочка.

Веня — Феня; мышка — мишка; уши — ужи, сайка – зайка;

укол — угол; маска — Машка; шаль - жаль; лук — люк,

кол — гол; шайка — чайка; сок — цок.

Фото №3 Фонематическое восприятие это умственные действия по выделению и различению фонем по определению звукового состава слова

Сложный фонематический анализ

Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в середине)

Инструкция:

«Где находится звук [С] в слове СОК, в слове ФИКУС, в слове ЛИСА?»

«На каком место стоит звук [С) в слове САНИ, в слове ОСА, в слове НОС?»

Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] в начале слова; в слове ОСА – в середине слова; в слове НОС – в конце слова».

Звук [С] логопед произносит интонированно в изолированном положении и в составе слов.

Фото №4 Фонематический анализ это операция мысленного разделения на составные элементы фонемы разных звукокомплексов сочетаний звуков слогов и слов

Определение последовательности звуков в слове.

Инструкция:

«Какой звук ты слышь в начале слова СССАНИ?

«Какой звук ты слышишь после звука [С]? САААНИ»

«Какой звук ты слышишь после звука [А]? САНННИ» .

«Какой звук ты слышишь после звука [Н]? САНИИИ».

Логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить. Звуки другого предложенного ребенку слова логопед может произнести несколько менее интонировано, если ребенок правильно определил последовательность звуков в первом слове.

Фото №5 Есть простой и сложный фонематический анализ

Определение количества звуков в слове.

Инструкция:

«Сколько звуков в слове МАК?»

«Сколько звуков в слове МУКА?»

«Сколько звуков в слове КОМОК?»

Фото №6 Фонематический синтез это мысленный процесс соединения частей в целое

Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Они формируются в раннем онтогенезе на основе безусловно рефлекторных реакций сосания, глотания, жевания. Затем ребенку предлагается определить количество звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно, например в словах: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д.

Фонематический синтез

Составление слов из звуков.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:

[С], [А], [Т];

[Д], [О], [М];

[Р], [У], [К], [А];

[П], [О], [Ч], [К], [А].

Фото №7 Каждый логопед обязательно обследует состояние фонематических процессов у детей

Инструкция:

Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

[М], [О], [С];

[О], [Л], [Б];

[У], [Ш], [А], [Б];

[А], [М], [Р], [К], [А].

Фото №8 Я сегодня хочу представить свой альбом по обследованию фонематических процессов который я составила для своего удобства и для большего интереса к заданиям во время обследования у детей

Фонематический синтез

Выбрать картинку на определенный звук.

Инструкция:

Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.

Фото №9 Я его создала опираясь на Методику психолого педагогического обследования детей с нарушениями речи Г

Назвать слово на определенный звук.

Инструкция:

Ребенку предлагается назвать те слова, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [Ш]: шапка, штаны, шарик, кошка, мышка, карандаш, гуашь. И т. д.

Публикации по теме:

Частушки к 8 марта для детей среднего и старшего дошкольного возраста Частушки к 8 марта, для детей среднего дошкольного возраста 1. Мы веселые ребята, Пусть еще мы малыши. Мы споем для вас частушки, Вас поздравим.

Лэпбук по ПДД «Пешеходный светофор» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД «Пешеходный светофор» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Тематический лэпбук «Пешеходный светофор» Актуальность: С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Игры-эстафеты для детей среднего и старшего дошкольного возраста Игра «Паровозик» Цель – добежать до точки назначения, преодолевая препятствия. Ход игры. Дети берутся за плечи друг другу. Можно для начала.

Колядки к Рождеству Христову для детей среднего и старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагаю колядки к Рождеству Христову,для детей среднего и старшего дошкольного.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Стихи к осенним утренникам для детей среднего и старшего дошкольного возраста Стихи к осенним утренникам, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Мы листочки, мы листочки Желтые листочки. Подарила осень.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2022 в 15:31
+225Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вера Чапурина (УИ 365479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД