Вера Чапурина
Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как
- фонематическое восприятие,
- фонематический анализ и синтез,
- фонематическое представление.
Напомню, что представляют собой фонематические процессы.
- Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.
- Фонематический анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Есть простой и сложный фонематический анализ.
- Фонематический синтез – это мысленный процесс соединения частей в целое.
Публикация «Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2022
- Фонематические представления – способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
Если способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка, понижена или отсутствует, то это говорит о фонематическом недоразвитии либо отсутствии фонематического развития.
Каждый логопед обязательно обследует состояние фонематических процессов у детей.
Я сегодня хочу представить свой альбом по обследованию фонематических процессов, который я составила для своего удобства и для большего интереса к заданиям во время обследования у детей. Я его создала, опираясь на «Методику психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи» Г. А. Волковой.
Далее публикую тот материал, который есть в альбоме.
В альбоме большинство заданий сопровождается картинками.
Простой (элементарный) фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова.
Инструкция:
Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ?
Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?
Слышишь ли ты звук [С] в слове МАСКА?
Выделение начального ударного гласного звука из слова.
Инструкции:
«Какой звук ты слышишь в слове Аня? Оля? Утро? Ира? Эхо?
Какой звук ты слышишь в слове МАК? РОТ?
Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА?
ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК?
(Звук, необходимый для выделения, логопед произносит интонирован но, т. е. выделяя его голосом).
Дифференциации звуков по противопоставлениям
Инструкция: Повтори пары слов.
Мишка – миска.
Уточка – удочка.
Рожки – ложки.
Точка – дочка.
Веня — Феня; мышка — мишка; уши — ужи, сайка – зайка;
укол — угол; маска — Машка; шаль - жаль; лук — люк,
кол — гол; шайка — чайка; сок — цок.
Сложный фонематический анализ
Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в середине)
Инструкция:
«Где находится звук [С] в слове СОК, в слове ФИКУС, в слове ЛИСА?»
«На каком место стоит звук [С) в слове САНИ, в слове ОСА, в слове НОС?»
Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] в начале слова; в слове ОСА – в середине слова; в слове НОС – в конце слова».
Звук [С] логопед произносит интонированно в изолированном положении и в составе слов.
Определение последовательности звуков в слове.
Инструкция:
«Какой звук ты слышь в начале слова СССАНИ?
«Какой звук ты слышишь после звука [С]? САААНИ»
«Какой звук ты слышишь после звука [А]? САНННИ» .
«Какой звук ты слышишь после звука [Н]? САНИИИ».
Логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить. Звуки другого предложенного ребенку слова логопед может произнести несколько менее интонировано, если ребенок правильно определил последовательность звуков в первом слове.
Определение количества звуков в слове.
Инструкция:
«Сколько звуков в слове МАК?»
«Сколько звуков в слове МУКА?»
«Сколько звуков в слове КОМОК?»
Эти слова состоят из звуков, сохранных в произношении детей. Они формируются в раннем онтогенезе на основе безусловно рефлекторных реакций сосания, глотания, жевания. Затем ребенку предлагается определить количество звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно, например в словах: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д.
Фонематический синтез
Составление слов из звуков.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нормальной последовательности:
[С], [А], [Т];
[Д], [О], [М];
[Р], [У], [К], [А];
[П], [О], [Ч], [К], [А].
Инструкция:
Далее логопед предлагает ребенку составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
[М], [О], [С];
[О], [Л], [Б];
[У], [Ш], [А], [Б];
[А], [М], [Р], [К], [А].
Фонематический синтез
Выбрать картинку на определенный звук.
Инструкция:
Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.
Назвать слово на определенный звук.
Инструкция:
Ребенку предлагается назвать те слова, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [Ш]: шапка, штаны, шарик, кошка, мышка, карандаш, гуашь. И т. д.