Юлия Шакирова
Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу
▼ Скачать + Заказать документы
У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши «пришивают» мелкие детали к основе, учатся различать лицевую и изнаночную стороны. В продолжении этой темы моё новое дидактическое пособие.
Публикация «Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Шнуровки. Игры со шнурками своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2017
Всем известно, что игры-шнуровки являются одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики, что особенно актуально для детей с речевыми нарушениями. Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Так устроен наш мозг, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики руки, расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем центры, отвечающие за развитие речи.
Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.
Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. В. Алексеева, В. И. Яшина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.
Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:
игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. умение услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности.
По данным исследования Спировой Л. Ф., ребенок с нарушениями речи, обусловленной несформированностью фонематических процессов, этой готовностью не обладает. Дети данной категории допускают ошибки при выделении первого гласного, согласного звука в слове, особенно трудно выделяют гласный в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми с речевыми нарушениями не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного. Дети с нарушениями речи при обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают, допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное. Письмо этих детей так же пестрит ошибками: это замены и пропуски букв, слогов.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения.
Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, которой дети с нарушениями речи овладевают только в процессе специально организованной работы.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «твердый», «мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы.
Как показали исследования, при занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, использования игровых приемов может почти на 50 % улучшить результаты коррекционно-образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.
Два в одном - использование шнуровок для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу (одновременно развиваем мелкую моторику). Известно, что освоение звукового анализа является трудным и скучным занятием для многих дошкольников с речевыми нарушениями, особенно для детей с дефицитом внимания, гиперактивностью. Шнуровки увлекают детей и поддерживают интерес в этом нелёгком для дошкольников занятии.
Пособие изготовлено аналогично сделанным ранее сюжетным шнуровкам. Для основы я использовала разрезанные пополам губчатые салфетки econta.
Для изготовления звёздочек - набор цветной пористой резины для детского творчества. В отверстия устанавливала металлические блочки специальными щипцами для установки блочек. Шнурки яркие: красные, оранжевые, жёлтые. В шнуровках для обозначения гласных и согласных звуков используются красные, синие и зелёные звёздочки.
Пособие использую для определения места звука в слове (начало, середина, конец,
для звукового анализа слогов,
слов.
Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении терминов.