Эльвира Устинова
Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу VIII вида поступают дети с различными речевыми нарушениями, которые выступают на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Мотивация и потребность в коммуникативном общении у детей с интеллектуальной недостаточностью снижены, в деловое сотрудничество со взрослыми они практически не вступают. Характерны поведенческие реакции: повышенная отвлекаемость, неспособность к психическому напряжению, быстрая истощаемость. Так как у школьников с ОВЗ нарушено внимание, планирование, контроль, то высказывания этих детей фрагментарные и неупорядоченные.
Публикация «Развитие двигательной деятельности как средство развития речи детей с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На начальном этапе обучения фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть общего воздействия на нервную систему. Чаще всего правильная реакция получается лишь в том случае, если есть привычная обстановка, знакомый человек, вопросительная интонация. Если же та или иная деталь – обстановка, человек, голос, интонация – меняется, картина становится неузнаваемой для ребенка, и он даже не может дать ту реакцию, которую от него ожидают. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи понятным с ситуацией, т. е. речь ситуативная. Построение диалога, как основной формы ситуативной речи затруднено т. к наблюдаются проблемы. Неумение планировать высказывание, выбирать речевые средства, адекватные данной коммуникативной ситуации, ведёт к тому, что высказывания не соответствуют ситуативному контексту. Любое общение между детьми в сочетании с неадекватным поведением может перерасти в конфликт, даже при наличии благих намерений. По мере того, как в сознании детей значение слова связывается с предметами и действиями, только тогда слова вычленяются из фразы.
Для того, чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен хорошо слышать слово и при этом, видеть и трогать предмет. Только после того, как зрительные, осязательные и другие ощущения от предмета несколько раз совпадут со слышимым словом, устанавливаются связи между словом и предметом. Когда ребенок видит предмет, слышит его, трогает, тогда в его мозгу возникает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые вспыхивают в проекциях мышц глаз, шеи, рук и т. д. Изучая биоэлектрическую активность мозга, ученые установили, что любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – обязательно вызывает повышенную возбудимость двигательной области головного мозга. Выяснилось, что всякое ощущение по своей природе смешанное (как это предполагал И. М. Сеченов) – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ, слияние (синтез) происходит, прежде всего в двигательной области. Именно в двигательной области объединяются нервные импульсы со всех органов чувств. Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большее число двигательных условных связей. Таким образом, в коррекционной работе на первый план выступает активная двигательная деятельность.
В коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи одним из условий является зрительный контакт. Поддержание такого контакта важно, т. к. дети с ОВЗ легко отвлекаемы и импульсивны. На занятиях ребенка, прежде всего, необходимо научить зрительному контакту, когда он сам является отправителем сообщения. Это благоприятно можно развивать при формировании речевого этикета различными играми и упражнениями: «Приветствие», «Прощание», «Извинение», «Благодарность», «Просьба», «Знакомство» и т. д. Речевые упражнения проводятся в сочетании с жестами и обязательным зрительным контролем. Такие упражнения закрепляются воспитателем на занятиях в группе продленного дня по инструкции логопеда. Зрительный контакт перерастает в сосредоточение на объекте, которым может быть яркая игрушка или иллюстративный материал. Яркая привлекательная игрушка помогает выполнять различные артикуляционные и логоритмические упражнения.
На подготовительном этапе занятия при формировании навыков составления репродуктивного рассказывания по тексту может быть проведена работа по развитию речемыслительной деятельности (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей). Так, например, может быть проведена игра «4-лишний», где вычленяется главный объект с последующей словарной работой (подбор слов-признаков, слов-действий). Перед первичным чтением текста можно предложить детям право выбора: где они будут слушать рассказ (за партой или в игровой зоне); как будут слушать, (сидя на стульях или стоя вокруг). Возникает изюминка интереса к делу, настрой вслушаться в речь, т. е. возникает мотивация.
На логопедических занятиях задания зрительного и моторно-двигательного характера прослеживаются практически на всех этапах:
1. Орг. момент. Выполнение заданий на установление зрительного контакта. Артикуляционная гимнастика.
2. Проведение упражнений на развитие речемыслительных способностей с предварительным вводом объектов текста рассказа. (Подбор необходимого иллюстративного материала).
3. Первичное чтение текста. Слушание с опорой на зрительный образ (предметные и сюжетные картинки).
4. Проверка осознанности услышанного текста. Выяснение того, понятен ли смысл текста и какие слова незнакомы.
5. Повторное чтение текста с нацеливанием на пересказ.
Используемые приемы:
-определение опорных слов (знаков-символов);
- отбор предметных картинок;
- воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;
-выбор жестов и выразительных движений (при необходимости выполнение имитационных движений);
- определение интонации и мимики;
6. Физ. минутка. Выполнение логоритмических упражнений. (Проговаривание текстов с движениями).
7. Пересказ с опорой на зрительный и двигательный образ (опорные слова, знаки-символы).
8. Оценивание результатов. Выбор лучшего ответа.
Акцент благотворительного влияния двигательной активности при развитии связной речи отмечал в своих наблюдениях И. М. Сеченов: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». Таким образом, двигательная активность, способствующая усилению мыслительной и речевой активности, очень важна в коррекционной работе.
Педагог-дефектолог Устинова Э. В.