Ирина Анохина
Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Самообразование «Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника». Анохина Ирина Владимировна.
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. Мелкая моторика – это способность пальцев. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша.
Публикация «Самообразование „Развитие мелкой моторики как средство развития устной речи дошкольника“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество. Самообразование
- Темочки
Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений. Очень важно и необходимо уделять внимание процессу совершенствования мелкой моторики после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. В пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизирует соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.
Цель: Достичь положительного результата в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи:
Улучшение развития мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Игры на ладошке :
Птичка-птичка,
(круговыми движениями водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(пощипываем или стучим пальцами по ладошке)Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
(водим указательным пальцем по ладошке)
Игры для пальчиков:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!
Игры с кулачками:
Бьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
(Постукиваем кулачками малыша друг о друга)
Игры с хлопками в ладоши:
Ладушки – ладушки,
Где были? – У Аннушки.
Что ели? – Оладушки
А у Панечки – прянички,
А у Дуняшки – кулажки,
А у Акульки – жамульки,
А у Микешки – орешки,
А у Трошки – крошки,
А у Сенечки – семечки.
Провожали нас веничком.
Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой моторики имеют занятия по аппликации, лепке, конструированию,рисованию. В своей работе по аппликации использую цветную бумагу,картон,ткань. Для лепки пластилин,массу для лепки; составление узоров из манки, гречки, риса. В конструировании: кубики, конструктор Лего. В рисовании традиционные и не традиционные способы : рисование пальчиками, ладошками ватными палочками, трафаретом, крупам. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику - координации движений, их точность. Развивает фантазию, творческое воображение.
Игры: «Выложи узор» (из круп). «Проложи дорожки».
Массаж аппликатором Кузнецовым.
Поделки из ткани и пуговиц.
Я подобрала увлекательные дидактические игры и пособия. Они развивают мелкую моторику, сенсорику, координацию движений, произвольное внимание,укрепляют мышцы рук и готовят к письму, учат аккуратности. Игры не простые они требую усидчивости,внимательности, творческой фантазии, гибкости пальцев и точности движений рук.
Дидактические игры и пособия:
Формы деревянные;
Одень кукол: мальчика, девочку (умение зашнуровывать одежду);
Дополни предмет с прищепками (тучки, ежики, солнышко, гусеница);
Веселые шнурочки (клумба, пир горой);
Шнуровка «Ферма» (домашние животные частями ; домашние животные целые);
Шнурочки : бусы из фруктов.
Кубики, конструктор Лего,мозаика, пазлы на составление картинок различной сложности;
Стаканчики, которые вставляются один в другой, матрёшки, пирамидки.
Планирую продолжать искать, развивать и применять в работе новые методические формы и приемы по развитию мелкой моторики рук, общей моторики.