Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Елена Бикурева
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие социальные, экологические и другие изменения повлекли резкое увеличение разного вида патологий у детей. Особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте. С каждым годом речевые отклонения в нагрузку усложняются и нарушениями в неврологическом,психическом,и психологическом направлениях, Нередко стали такие диагнозы как задержка психического развития, дизартрии, ринолалии. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания,памяти,восприятия, и представлений об окружающем,а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы,и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательных областей коры головного мозга. Усвоить сенсорный эталон — это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Дети с нарушениями речевой функции имеют несформированность отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Среда имеет огромное значение для развития детей. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Также один из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР (общим недоразвитием речи,является кружковая работа по сенсорному развитию- её назначение многофункционально:Дети пришедшие в логопедическую группу уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, а занятия приводят часто к умственному переутомлению, сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье воспитанников, улучшить память, внимание, включить сенсомоторные механизмы способствующие развитию речи и поможет организация кружковой работы. Ведь совершенствование сенсорных действий происходит не само собой, а в процессе правильно организованного обучения практики, позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций : зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия. Влияет на психическое и эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие звука, цвета, формы, света, запаха. Нормализует нарушение мышечного тонуса, развитие движений пальцев и кистей рук. Корригирует речевые нарушения и высшие психические процессы. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание. Мною составлены положения к проведению развивающих занятий на кружковой работе по сенсорному развитию :

Темочки:

1-использовать приемы и дидактические игры которые бы позволили задействовать все анализаторы,так как каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше количество информации получит мозг ребенка через анализаторы,тем лучше будет он функционировать,тем богаче будет его опыт.

2-при необходимости каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей-двигательных и интеллектуальных.

3-при необходимости неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом.

4-проводить работу по принципу от„ простого к сложному”.

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Наряду с использованием „абстрактного” дидактического материала я включаю и „естественный” материал (шишки, цветы и т. п.) Таким образом, основной упор в развитие сенсорного восприятия делается на знакомство со свойствами реальных предметов.

В ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо использовать дидактические игры и упражнения.

В основу игр положены следующие принципы:

1. Деятельность детей должна быть интересной, мотивированной, продуктивной.

2. Задача с сенсорного развития следует тесно увязывать с окружающей жизнью.

3. Предлагая ребенку задания, нужно дать ему возможность отыскать решение самостоятельно.

4. В процессе выполнения игр и упражнений необходимо развивать язык, память, мышление детей.

5. Задача состоит в том, чтобы не столько добиться, чтобы ребенок в конце - концов правильно выполнил то или иное действие, сколько выработать у него определенные способы деятельности.

Разработанные игры можно использовать и как диагностические, и как развивающие. Подойти к ним с таких позиций помогла теория Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Уровень актуального развития - это тот уровень развития психических процессов, который сложился в ребенке на сегодня. Он определяется характером задач, которые ребенок в состоянии выполнить самостоятельно.

Уровень ближайшего (потенциального) развития определяется теми задачами, которые ребенок может решение связать с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним.

На протяжении дошкольного детства сенсорная культура состоит во взаимосвязи с развитием речи и мышления. Восприятие является основой, которая питает мышление чувственным материалом в окружающем мире. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений.

В каждом возрасте сенсорное развитие имеет свои задачи. И в детях 5 - 7 лет надо не только формировать сенсорные эталоны, учить обследовать предметы но и развивать аналитическое восприятие.

Психологи отмечают, что в процессе развития человека первым формируется восприятие, на основе которого у ребенка складывается сенсорный опыт. Именно эта связь приводит к функционированию в учебной деятельности различных видов мышления: наглядно - образного, практического и словесно - логического, или понятийного.

Поэтому необходимо с дошкольного возраста на основе специальных систем упражнений развивать ребенка. Целью сенсорного развития детей является формирование у них сенсорных способностей. Способности, с одной стороны, является условием успешного выполнения определенного вида деятельности, а с другой - развиваются в процессе этой деятельности. Важно не столько, сколькими знаний обладает ребенок, сколько то, как он ими владеет и как осваивает новые. Знания и умения -единственный и эффективный путь формирования способностей. Поэтому широкое переноса способов действий в игровые ситуации позволяет лучшего формирования обобщенных умений, которые становятся основой воспитания сенсорных способностей ребенка.

Публикации по теме:

Сценарий башкирского осеннего праздника «Сомболя» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №162 компенсирующего вида» Сценарий башкирского народного праздника.

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи:.

Коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Многочисленными исследованиями установлено, что первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов.

Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 21:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бикурева (УИ 409761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД