Ксения Шимонюк
Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих нарушения речи, отмечаются неуверенная координация движений, пальцев, моторная неловкость, неточность движения, трудности усвоения двигательных программ и переключения, синкинезии, снижение ловкости и скорости выполнения движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Многие дети не любят рисовать, с трудом держат карандаш, особенно заметна моторная неловкость по занятиям аппликации и с пластилином. У детей вызывают затруднения застёгивание пуговиц, молний, завязывание узлов, бантов. В школе у таких детей очень медленный темп письма, петельки и крючочки неровные, нажим неравномерный, буквы разного размера и не на рабочей строке.
Публикация «Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот). Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики, пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма.
Работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет большое значение в развитии речевой деятельности, в формировании точных и координированных движений пальцев рук, подготовке ребёнка к школе.
Практическая значимость: представленных игровые задания могут использоваться учителями – логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекцинно - образовательной и общеразвивающей работы с детьми.
Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в разнообразных видах деятельности.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
2. Развивать точных и координированных движений рук.
3. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом.
4. Развитие зрительного внимания, точного восприятия форм, пространственной ориентировки на листе бумаги.
5. Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.
Игровые задания для развития и совершенствования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи :
1. Стенд с замочками ( Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, логическое мышление).
2. Тактильные ладошки ( Цель: развивает мелкую моторику, память, внимание и наблюдательность, расширят словарный запас качеств, признаков и свойств, учит различать правую/левую стороны).
3. Игры с прищепками ( Цель: развивает мелкую моторику, творческое воображение, логическое мышление, закрепление цвета, счёта).
4. Божьи коровки ( Цель: развивает мелкую моторику, логическое мышление, учит различать основные цвета и формы)
5. Шнуровка ( Цель: развивает мелкую моторику, развивает координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с новыми понятиями).
6. Выкладывание камушков по заданным линиям ( Цель: развивает мелкую моторику, пространственное воображение, познавательные интересы, логическое мышление).
7. Последовательность бусинок на веревочке ( Цель: тренирует мелкую моторику, мышление, логику, учит следовать инструкциям).
8. Лабиринты ( Цель: развивает пространственное мышление, зрительное восприятие, графомоторные навыки, внимательность).
9. Су – джок шарик ( Цель: Воздействует на биологически активные точки, стимулирует речевые зоны коры головного мозга).
10. Трафареты ( Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, логическое мышление).
11. Игры с ленточками ( Цель: Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
12. Волшебные резиночки ( Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, логическое мышление).
13. Тетради для развития графомоторных навыков ( Цель: развивает графомоторные навыки)
14. Пальчиковый бассейн ( Цель: укрепляет и развивает мелкую моторику пальцев рук, повышает чувствительность пальцев; сенсомоторное развитие, снимает эмоциональное напряжение; развивает восприятие, внимание, память, воображение).
15. Книжка – тренажер «Одеваюсь сам» ( Цель: поможет развить речевые навыки и самостоятельность, завязывать шнурки и ленточки, застегивать молнии, кнопки, липучки и пряжки).
16. Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам.