Наталья Подставкина
Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей, как средство преодоления речевых нарушений.
Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.
«Движение - это жизнь» - гласит народная мудрость. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Речь — это движение!
Публикация «Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей» размещена в разделах
Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность.
Жизнь в современном мире приучает детей к тому, что они меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они легко осваивают технику. Но что- то сделать своими руками не могут, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не развивают моторику (шнурки и пуговицы на одежде и обуви заменили на липучки, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.
Развитие движений у детей - это естественный процесс, аналогичный развитию речи. Природа одарила детей в раннем и дошкольном возрасте замечательной способностью, облегчающей процесс освоения, как движения, так и речи - способностью к подражанию. Именно на это свойство необходимо опираться педагогу на первоначальном этапе обучения детей. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмическое дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях на занимающихся оказывается влияние коллективное единство, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога. В этом состоянии дети автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют всё до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения
Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И. П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата "базальными компонентами речи". Исследования М. М. Кольцовой, Г. А. Волковой, В. М. Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова.
Раннее развитие речи невозможно без осознания, что речь – это разновидность движения. И осуществляются речевые движения по тем же законам, что и другие движения. Любое движение, в том числе и речевое, к чему-нибудь или кому-нибудь направлено. Ненаправленные речевые движения обычно связаны с различными заболеваниями. Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточности выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации движений тела у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения различных движений и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).