Татьяна Курмангалиева
Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю вам мастер-класс на тему: «Развитие цветомузыкального восприятия у дошкольников в процессе музыкальной деятельности».
По своей сути эта тема необычайно актуальна и очень интересна.
Я много слышала высказываний выдающихся музыкальных деятелей о восприятии музыки. Но наиболее интересным, мне запало в душу высказывание (читаю)
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Великий русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский считал, «Необходимо открывать в ребенке не только внешне - сюжетные связи, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить видеть музыку и слышать живопись».
Хотелось бы обратить ваше внимание на нотный стан. На котором изображены музыкальные нотки. С помощью этих ноток мы с вами можем услышать прекрасную музыку.
А если эти нотки окрасим еще и в яркие цвета, то мы с вами не только можем услышать, но и увидеть музыку. Вот такой вид художественной деятельности, которая основывается на синтезе музыки и цвета называется «Цветомузыка».
В чем же заключается синтез музыки и цвета в ходе работы с дошкольниками? Каждый из нас, отвечая на этот вопрос, расставит свои оценки, определит личное проблемное поле понимание этого термина.
Как же сделать, чтобы организованная образовательная деятельность стала наиболее интересной и насыщенной, и дала возможность активно участвовать всем детям в ходе музыкального занятия?
В своей работе я использую программу «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой ориентирована на музыкально – творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности. А также программу «Синтез» В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан. Цель программы: развитие музыкального восприятия детей. Ее содержание водит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основу этих программ входит, принцип интегрированного подхода.
Одним из основных направлений в моей работе, создание условий для того
чтобы дети могли проявить свою творческую активность. Поскольку творческая
деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для его развития. В этом огромную роль играет интеграция образовательных областей в музыкальной деятельности в соответствии с требованием ФГОС ДО.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связи с другими, открыть его так, чтобы он заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Так и музыка у нас, состоит из семи нот и играет красками радуги. Синтез музыки и цвета - это соединение нескольких видов искусств в одно художественное целое.
К примеру: взаимосвязь музыки и рисования, музыки и хореографии, познание и музыки.
В дошкольном детстве, на начальном этапе музыкального развития, ребенку легче войти в сложный мир музыкальных образов, если их восприятие опирается на художественное слово и изобразительное искусство. Эти более доступные детям виды искусства создают настроение, вызывают определенные ассоциации, помогают понять и пережить музыку.
В основу практической работы положена педагогическая технология развития цветомузыкального восприятия у дошкольников.
Состоит из трех элементов:
1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного, эмоционального состояния.
2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.
3. Дети мобилизуют свои восприятия, художественный опыт и только что пережитое чувство от прослушанной музыки и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую либо объективную форму.
Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. Дети учатся рисовать, подбирая соответствующие цвета, по характеру музыкальных произведений.
К примеру: «КЛОУН» Д. Б. Кабалевского, «Вальс игрушек» Ю. Ефимова и
«Баба Яга» П. И. Чайковского.
Хочу показать один из приемов своей работы по восприятию того или иного произведения. Я применяю такой вот интересный прием, который позволяет детям определять характер прослушанного произведения. Это веселое солнышко и грустная тучка. (показываю)
Например: При прослушивании произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы»
Дети поднимают тучку, как вы думаете, почему? (ответы).
Правильно, потому что мы слышим грустный мотив в этом произведении.
При прослушивании следующего произведения «Новая кукла»
Дети поднимают атрибут Солнышко, потому, что кукла новая, и детям, которые приобрели эту куклу радостно, они счастливы.
А при прослушивании произведения «Клоуны» дети подняли и солнышко и тучку. Как вы думаете, почему?
Правильно. Здесь звучит 2х характерное произведение. На смену веселого клоуна, выходит грустный клоун.
Дети смешивают краски, как бы играя с ними. Сравнивают со звучащей музыкой, учатся «видеть» музыку, «слышать» живопись. Они очень быстро начинают понимать, что между настроением в музыке и цветом есть эмоциональная связь. Также определить характер различных по настроению музыкальных произведений дети могут с помощью предложенных детям, каких либо пособий (цветных кружочков, цветных музыкальных ноток, восковых мелков и т. д.) выбирая соответствующие цвета.
У каждого человека есть свой путь, который помогает ему войти в мир музыки, поэтому способы приобщения к музыке и музыкальной культуре педагог варьирует, подстраиваясь к индивидуальным особенностям детей и следуя определенной тематике содержания музыкальных занятий, для того, чтобы не нарушалось детское цветомузыкальное восприятие.
Самым интересным в музыкальной деятельности является то, когда мы с детьми познаем тот или иной музыкальный образ, передавая его в движении - мы, танцуя, рисуем музыкальную картину каплями красок, капая на лист бумаги. Затем под музыку танцуем так, чтобы капли краски растекались.
В ходе моей работы получаются детские «Шедевры», дети сами придумывают названия своим работам, сравнивают их и радуются своим творением. Работы детей показывают высокий уровень их цветомузыкального восприятия, развития воображения и творческой активности.
Разноцветная музыкальная образовательная деятельность, это деятельность на которой дети познают, чувствуют, действуют, размышляют, общаются, прежде сего получают удовольствие.
Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит! И пусть наши дети делают свои первые шаги во взрослую жизнь под чутким и понимающим взглядом педагога под красивую музыку познают МИР!
А сейчас уважаемые коллеги, хотелось бы вам предложить поиграть с цветом. Я хочу вас познакомить с технологией «Цветомузыка». С цветом можно играть любым способом и для начала мне нужен будет один желающий, а цветом поиграть, можно любым способом.
Прием №1 (фортепиано). Пожалуйста, один желающий. Клавиши на инструменте так же окрашены в определенные цвета, в цвета радуги. Ребенку или взрослому предлагается определенная схема, по которой можно проиграть определенную мелодию. Что мы сейчас с вами и сделаем. Попрошу выйти одному из педагогов, совершенно не знающий нот. А какая это мелодия уважаемые коллеги, угадайте сами.
Педагог играет.
Спасибо! Молодцы!
Прием №2 (стаканы). Далее предлагается схема, то есть здесь уже стаканы с водой наполненные, естественно каждый звук соответствующий заливается водой соответствующим звуком, чтобы получилось мелодия. Можно даже в домашних условиях попробовать, если знаете как звучат звуки. Предлагаю одному желающему выйти.
Педагог играет.
Спасибо! Здорово!
Прием №3. А теперь игра на ксилофоне. (ксилофон) Я приглашаю фокус группу из 4х педагогов. Игра «Два веселых гуся».
В результате такой работы, дети радуются своим творениям. Работы детей показывают высокий уровень их цветомузыкального восприятия их воображения и творческой активности. Разноцветная образовательная деятельность, это деятельность где дети чувствуют, размышляют, воображают, импровизируют, сопереживают и прежде всего, получают удовольствие. Ведь все, что нас окружает, сияет разным цветом и звучит.
Вам дорогие коллеги я желаю, чтобы вы всегда сияли как солнышко. И в вашей душе звучала только веселая нота!