Наталья Сатаева
Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей, осуществляемое в благоприятный (сензитивный) период дошкольного детства, положительно влияет не только на качество овладения ребенком музыкальной деятельностью, но и на познавательные и личностные процессы в его общем интеллектуальном развитии, поэтому практически каждая современная основная образовательная программа включает в себя образовательную область «Музыка».
Публикация «Эссе „Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
С чем же связан феномен стимулирования интеллекта в процессе музицирования?
Мозг в процессе развития музыкальности (за счёт стимулирования активности правого полушария, отвечающего за интуитивную, эстетическую и художественную деятельность, за ориентацию в пространстве, ассоциативное мышление и мгновенную переработку информации) приобретает такие свойства как пластичность, способность быстрой усваиваемости знаковой системы (буква, цифра и т. д., за обработку которой отвечает левое полушарие головного мозга. Развитие правого полушария оказывает активизирующее влияние на левое полушарие.
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!»(Соньер)
Эффективным средством регуляции системности работы двух полушарий мозга как раз и является развитие музыкальности. Таким образом, приобщая ребенка к музыкальной деятельности, развивая его музыкальные способности, мы не только обеспечиваем ему музыкальное образование, но и оказываем необходимое воздействие на развитие общих интеллектуальных способностей ребенка.
Теперь немного о нашей практике.
В условиях ДОУ воспитанники приобщаются к музыкальной деятельности,познают,обучаются и совершенствуют свои способности в процессе музыкального занятия. Но музыкальное занятие-это не просто НОД, где дети с удовольствием поют,танцуют,играют на музыкальных инструментах,в игровой форме познавая музыкальную деятельность и приобщаясь к искусству Музыки.
Прежде всего, наши занятия ориентированы на развитие музыкальной сенсорики, поскольку музыкально-сенсорное развитие является частью общего сенсорного развития ребенка. Развитие музыкально-сенсорных способностей проходит через все виды музыкальной деятельности :восприятие (слушание музыки,исполнительство (пение,танцы,игра на детских музыкальных инструментах,музыкальное творчество детей.
Основные методы,применяемые на наших занятиях-это метод создания проблемной ситуации,поисковый и игровой методы.
Занятия «проводит» игровой персонаж Петрушка-игрушка ручной работы,создающий веселую, легкую и доброжелательную атмосферу на занятии. Играя вместе с Петрушкой,ребята вовлекаются в ситуации поиска и через музыкальные игры с пением,движениями и игрой на музыкальных инстументах,таким образом на практике познают основные свойства музыкальных звуков, учатся вслушиваться, сравнивать, выделять, обобщать их различные свойства.
Реализовать задачи музыкально-сенсорного воспитания нам помогают следующие парциальные образовательные программы:
-Технология музыкального образования «Камертон»,автор д. п. н. Костина Э. П. (Н. Новгород)
-Программа «Элементарное музицирование. Традиции К. Орфа в России», автор к. и. н. Тютюнникова Т. Э (г. Москва)
-Технология музыкально-сенсорного развития дошкольников в условиях разновозрастной группы (авторская технология Сатаевой Н. В., музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад № 415» научный руководитель Э. П. Костина)
В группах создана специальная развивающая музыкальная среда, оснащенная играми, пособиями, аудиотекой, музыкальными инструментами.
Все наши пособия («Музыкальный конструктор»-кубики разной высоты с ручными знаками, мультикубы по разделам восприятия, исполнительства и творчества, дидактические игры,лото,сенсорные игрушки и многое другое) изготовлены заботливыми руками наших воспитателей в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и родителями воспитанников.
Разработана и внедрена в работу система консультирования родителей «Музыкально-сенсорное развитие ребенка в условиях дома и семьи».
В настоящее время мы разрабатываем систему презентаций по организации музыкально-дидактических игр,и планируем их активное использование в самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ и семьи.