Родькина Мария Ивановна
Конспект занятия «Составление рассказа по картине «Северные олени»
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по картине «Северные олени»
Цель: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и [ц]
Материал: картина «Северные олени»
Ход занятия:
Воспитатель: Хотите узнать, что здесь спрятано? Тогда отгадайте загадку.
Нарисую на холсте
Я котенка во дворе,
Нарисую я рябину,
Будет у меня…. (ответы детей)
Воспитатель: правильно,картина
Вопросы 1. Кто нарисован на этой картине?
2. Что делает олениха? Олененок? Олень?
3. Сравните олениху с олененком. Чем они отличаются?
4. Олениха большая и сильная, а олененок?
5. Чем похожи друг на друга олениха и олененок?
6. Что еще изображено на картине?
В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте посмотрим внимательно на картину. Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.
Схема рассказа:
1. Название своего рассказа.
2. Кто изображ н на картине? (Герои).
3. Внешний вид животного, части его тела.
4. Где живет?
5. Чем питается?
6. Какую пользу приносит человеку.
Вариант рассказа образца. «На картине изображ н олен нок со своей мамой – Оленухой. Оленуха большая, у не серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери олен нка широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с Оленухой стоит Олен нок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Олен нок совсем ещ маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Сзади оленей стоит чум и по дороге едет оленья упряжка. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения».
Проводится физкультминутка. «У оленя дом большой»
У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)
Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)
Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)
Он глядит в свое окно.
(держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке)
Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)
В дверь к нему стучит:
-Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)
Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)
Охотник (показываем как охотник целится из ружья)
Злой (корчим страшную рожицу)
— Поскорее забегай, (имитируем открывание двери)
Лапку мне давай. (жмем малышу руку)
В о с п и т а т е л ь (загадывает загадки). Кто на своей голове лес носит? (Олень.) Кто ходит в костяном пальто? (Черепаха.) Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.) Дети отгадывают. Почему вы думаете, что это олень (черепаха, ножницы?
Дети отвечают. Ч-черепаха. Какой звук слышится в начале слова? Дети отвечают. Ножниц-цы. Какой звук я выделила? Дети отвечают. Произнесите звук [ц]. Дети произносят. Теперь звук [ч’]. Дети произносят. Затем воспитатель поочередно произносит звуки [ч’] и [ц].
Игра «Эхо»
Ведущий называет звук ц или ч и бросает мяч. Надо, как эхо, повторить звук и перекинуть мяч ведущему.
А сейчас ведущий будет бросать мяч и называть слово. Если в слове есть звук ц —надо ударить мячом о пол и передать мяч ведущему. Если звука ц нет —мяч просто перекидывается ведущему. (Вызывается ребенок по желанию. В случае затруднений педагог подсказывает слова.)Вам понравилась игра?
Вы любите отгадывать загадки? тогда послушайте и отгадайте. Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. (Утка с утятами.) Дети отгадывают.
У маленьких утят мама — утка.
А кто мама у цыплят? Дети отвечают. Произнесите слово курица так, чтобы слышался звук [ц]. Дети выполняют.
Кто мама у лисят? Д е т и. Лисица.
В о с п и т а т е л ь. У зайчат? Д е т и. Зайчиха
. В о с п и т а т е л ь. Какой звук слышится в слове зайчиха? Дети отвечают. Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ч’]. Дети выполняют.
Кто мама у львят? Дети отвечают.
У крольчат? Дети отвечают. У тигрят? Дети отвечают.
У волчат? Дети отвечают.
Отгадайте загадку: «Рук нет, а строить умеет». Д е т и. Птица.
В о с п и т а т е л ь. Почему вы думаете, что это птица? Дети отвечают.
А сейчас договаривайте вслед за мной: большая — птица, а маленькая. птичка; большой — цветок, а маленький. цветочек; большое — кольцо, а маленькое. колечко; большое — крыльцо, а маленькое. крылечко.