Приложение МААМ

Разработка проекта по математическому развитию «Играем с математикой» в старшей группе

Екатерина Ивлева
Разработка проекта по математическому развитию «Играем с математикой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Разработка проекта

по математическому развитию

«Играем с математикой»

в старшей группе

«Маленькие моряки»

Разработала : воспитатель

Ивлева

Екатерина

Станиславовна

1. Название проекта «Играем с математикой».

Темочки:

2. Проект разработала : Ивлева Екатерина Станиславовна

3. Направление, по которому проводится проект - познавательное «Развитие элементарных математических представлений детей».

4. Возраст детей, на который рассчитан проект 5 – 6 лет

5. Тип проекта : Практико-ориентированный

8. Цели проекта :

Педагогическая – развивать у детей интерес к математике; стремление к преодолению трудностей.

Практическая – ввести детей в мир чисел, формировать представление о числах первого десятка; соотносить количество предметов с цифрой.

9. Задачи проекта :

- Расширить и систематизировать знания детей по разделу РЭМП;

- Учить способам практической деятельности в области математики;

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

- Развивать творческие способности детей;

- Способствовать формированию у детей интереса к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Актуальность проекта.

Обучение математике в современной жизни приобретает все большее значение. В настоящее время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Поэтому важно привить детям любовь к математике, показать ее значимость вокруг нас, ее важное участие во всех видах деятельности. При организации образовательной деятельности показать детям, необходимость знаний по математике в различных областях.

Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию логического мышления, памяти, речи, воображения, она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Особую роль математика играет в умственном воспитании ребенка, в развитии его интеллекта. Результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления детей.

Математика –один из наиболее трудных учебных предметов. Как подружиться с Математикой? Что необходимо для создания условий, направленных на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни.

В работе с детьми дошкольного возраста важно применять занимательный материал (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Элементы театрализации позволяют превратить неинтересную и далёкую от жизни детей математику в настоящее волшебное царство, а цифры и геометрические фигуры – в удивительные сказочные персонажи. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Сказка – одна из первых сфер творчества, в которой ребенок раскрывает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что- то создает.

При рассмотрении актуальности данного вопроса было решено реализовать проект «Играем с математикой» с использованием дидактических и театрализованных игр для развития у детей аналитических способностей, внимания, памяти, умения логически мыслить.

Цель проекта - создать условия для повышения математических способностей и развития мышления детей дошкольного возраста средствами эстетического воспитания.

За основу была взята Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" по ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 год

Содержание этого раздела определяет те знания, умения и навыки, которые мы планируем сформировать на основе развивающих игр. В дополнение к этой программе использовались следующие технологии:

- Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»,

- Михайлова З. А. «Математика от трех до семи»,

-Михайлов З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»,

-Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»,

-Фидлер М. «Математика уже в детском саду» и др.

Направления деятельности по реализации проекта.

-Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

-Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

-Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).

-Обеспечить взаимосвязь образовательной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

-В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

Пополнение и модернизация развивающей среды.

Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только на специальных занятиях, но и в свободной деятельности. Кроме того, можно использовать игры для усвоения знаний по другим областям. Для реализации этих идей, обеспечено включение развивающих игр в предметно-пространственную среду. Многофункциональность игрового материала позволяет использовать его практически в любых тематических центрах.

Основные принципы реализации проекта.

Доступность - соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;

Повторяемость - закрепление и усложнение одной и той же игры;

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные;

Соревновательность создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Средства обучения.

В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, используются следующие развивающие игры с математическим содержанием :

1. Сказочная девочка «Квадрашечка» расскажет сказки, предложит игры с логическими блоками Дьенеша, игры Никитина «Сложи узор» и «Уникуб», с цветными палочками Кюизенера, со счетными палочками, танграмы, игры на развитие воображения «Дорисуй и назови предмет», «Собери разбитые камни», «Собери бусы»и т. д.

2. Веселый человечек «Лучик» предложит построить сказочное царство из строительного конструктора, сделать сказочных животных из плоских геометрических фигур.

3. В Парке Загадок детей встретит разноцветный попугай «Ярик», который научит детей разгадывать загадки, задачи – шутки, находить выход из лабиринтов.

4. Тематический подбор загадок, считалок, скороговорок, математических сказок, и др. дает возможность сформировать у детей начальные логические понятия.

5. В главном городе царства живет царица Математика, которая познакомит детей с цифрами, научит сравнивать, уравнивать группы предметов по количеству.

6. В Озере Времени живет петушок «Будилкин» который познакомит детей с представлениями о времени: времена года, месяцы, дни недели, утро – день – вечер – ночь.

Данные игры помогают развитию познавательных способностей у детей, способствуют формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений. В ходе воспитательного процесса формируются игровые навыки. В результате в выборе игр дети часто проявляют самостоятельность, исходя из развивающихся у них потребностей, интересов. В ходе игры они приобщаются к сложному интеллектуальному труду. Дети играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде дети переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :

Словесные

Вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение, похвала, разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Вся работа проводилась в тесной взаимосвязи с родителями.

В ходе работы использовались следующие формы работы с семьей:

индивидуальные (беседа, консультирование);

наглядно-информационные (выставка творческих работ детей)

Изучив запросы родителей путем анкетирования, были проведены консультации: «Дидактическая игра в жизни ребенка», «Калейдоскоп дидактических игр», организована беседа с родителями: «Влияние дидактической игры на развитие ребенка». В ходе бесед, консультаций родителям даны конкретные рекомендации по руководству различными видами игр: лабиринтов, головоломок с палочками, логических упражнений.

Организационный этап.

Определение цели, задач.

Сбор необходимой информации, анкетирование родителей, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы. Пополнение уголка Математики авторскими дидактическими играми.

Реализация проекта.

Образовательная деятельность:

Беседа «Для чего нужна Математика», комплексное занятие «Математика детям», занятие по РЭМП, знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Веселый счет»;

Художественно-продуктивная деятельность:

Рисование на тему «Раз, два, три, четыре, пять – будем цифры украшать», аппликация на тему «Веселые цифры», коллективная аппликация «Замок царицы Математики», лепка «Хоровод», коллективная постройка «Царство Математики».

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Ежики и грибочки», «Собери бусы», «Закрой окошки», «Угадай на ощупь», «Подбери пару», «Третий лишний», «Угадай какая фигура», волшебные лабиринты, «Собери узор», «Геометрический зоопарк».

Самостоятельные игры: мозаика, строительный конструктор, большой тактильный конструктор, «Собери узор», «Уникуб», геометрический конструктор.

Подвижные игры: «Добеги до флажка», «Найди свой домик».

Работа с родителями: анкетирование родителей «Ребенок и математика», консультация на тему «Дидактическая игра в жизни ребенка», беседа «Влияние дидактической игры на развитие ребенка».

Полученные результаты:

Проект «Играем с математикой» позволил детям расширить математические знания о геометрических фигурах и цифрах, сформировал умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Включение в образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений элементов театра внесло разнообразие и повысило интерес к обучению. В театрализованной игре дети воспроизводят знакомые литературные сюжеты, тем самым тренируя память, мышление, воображение.

В результате проектной деятельности у воспитанников повысилась мотивация к изучению математики, повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности, что на данном этапе способствует развитию творческой инициативы. В результате работы у дошкольников идет развитие навыков сотрудничества, артистических и творческих способностей, диалогической речи.

Привлечение родителей к проектной деятельности способствовало формированию у них интереса изучению математики совместно с детьми.

Литература:

Помораева И. А., Позина В. А. –Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. ФГОС- М: Мозаика- Синтез, 2016

Депман И. Я. Мир чисел. – М. : Детская литература, 1966.

Лопатина А., Скребцова М. - Сказочная математика. – М., 2009.

Ханств -Моя первая книжка. Числа. – М. : Слово, 2000.

Шалаева Г. П. - Маленький гений. Считаем до 10.

Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2004.

Приложение

Конспект беседы в детском саду «Математика в нашей жизни»

Беседа «Математика в нашей жизни»

Цель: Рассказать о значении математики, о применении знаний по математики во всех областях человеческой жизни.

Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая. Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях.

Математика в кулинарии.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам, опять же, поможет математика.

Математика в торговле.

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в изготовлении одежды.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья, записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Математика в строительстве.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак!

Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она – повсюду.

Конспект занятия по ФЭМП «Веселый счет. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную даму, рассеянного гражданина. Маршак прожил долгую и интересную жизнь (77 лет) и всю её он посвятил писательской деятельности.

Самуил Яковлевич Маршак.

- Родился в 1887 году 3 ноября в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Считай дальше».

Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 10. передавая мяч друг другу. Счёт от 1до 10 каждый ребёнок. Последний возвращает мяч воспитателю. Игра повторяется 3 раза.

А теперь немного с вами отдохнем (пальчиковая игра)

Мишка очень хочет спать, (трем глаза руками) Хочет лапу пососать. (подносим руки ко рту, причмокиваем губами) Мишка глазки закрывает, (руки вперед, «закрываем-открываем» ладошки — большой палец соединяем с остальными) И тихонько засыпает. (наклоняем голову на две сложенные ладошки)

Затем воспитатель просит детей разместить круги на листах бумаги:

— красный круг в центре листа;

— зеленый круг в левом верхнем углу; синий круг в нижнем правом углу;

— голубой в левом нижнем углу;

— два круга вверху листа;

— два круга внизу листа.

Молодцы ребята, справились с заданием. Теперь мы с вами проверим, как вы умеете цифры писать, я буду читать стихотворение С. Маршака, а вы отгадывая-записывайте их на листочке бумаги.

стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет»

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку.

Я про каждую сейчас

Сочиню тебе рассказ.

— 1 —

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

Но скоро один

Зачеркнул одного.

И вот не осталось

От них ничего.

А если б дружили

Они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое!

— 2 —

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

— 3 —

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет —

Проезда нет.

Желтый —

Будь готов к пути,

А зеленый свет — кати!

— 4 —

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они — за две минуты.

— 5 —

Пред тобой — пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

— 6 —

Шесть Котят

Есть Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

— 7 —

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у вас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь — приятель ваш.

— 8 —

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, —

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой —

Седьмая,

А в седьмой — Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим,

И ответят куклы: — Восемь!

— 9 —

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать —

Носом будете клевать!

— 0 —

Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице:

— С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

— Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: — Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, —

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки — целых двести!

Вы сегодня просто молодцы, с каким автором сегодня мы с вами познакомились? А что больше всего понравилось вам сегодня на занятии?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе «Поможем королеве математики» Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе Тема: «Поможем королеве математики» Харитонова Н. Г. Задачи: 1. Упражнять в.

Конспект НОД по математическому развитию «Легкий, тяжелый. Количество и счет» в старшей группе Программное содержание: закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; закрепить умение классифицировать предметы; закрепить умение.

Конспект ОД по математическому развитию «Легкий, тяжелый. Количество и счет» в старшей группе Программное содержание: закрепить умение сравнивать понятия «легкий», «тяжелый»; закрепить умение классифицировать предметы;.

Конспект по математическому развитию в средней группе ОВЗ «Четырехугольник»Конспект по математическому развитию в средней группе ОВЗ «Четырехугольник» Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить составлять.

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в космос» Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: "Путешествие в космос" Автор: Команда Татьяна Николаевна Цель: формирование.

Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» в старшей группе Тема: Путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП Задачи: - Закреплять счёт до.

Конспект НОД по математическому развитию в средней группе «Мишутка и снежинки» Программные задачи: Образовательные: • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации). • Формировать.

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе с использованием ИКТ «Помоги Снеговику» Программное содержание: Образовательные: • Упражнять детей в количественном счёте в пределах 10. • Продолжать учить определять признаки.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Занятие по развитию речи в старшей группе в стихотворной форме «Лере с вами помогаем, вместе с нею мы играем!» Задачи:Воспитывать желание помочь окружающим,создавать положительно-эмоциональный настрой,вызвать интерес к занятию. Цель:закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка проекта по математическому развитию «Играем с математикой» в старшей группе
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 17:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка проекта по математическому развитию «Играем с математикой» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ивлева (УИ 1564424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД