Оксана Касьянова
Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о геометрических фигурах : квадрат, круг, треугольник»
Цель занятия : Формирование умения сравнивать и различать геометрические фигуры : квадрат, круг, треугольник по одному из признаков (форма, цвет, размер)
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Задачи занятия :
- формировать на предметной основе представления о квадрате, круге, треугольнике, умение распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки;
- развивать пространственные отношения;
- развивать вариативное мышление и творческие способности ребенка;
- воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Тип занятия : комбинированное
Форма занятия : занятие- путешествие.
Продолжительность занятия : 15 минут.
Участники: дети младшей группы, воспитатель.
Возраст обучающихся: четвёртый год жизни.
Оборудование и материалы :
Демонстрационный: карточки с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.
Предметы разной формы (домики) : круг, квадрат, треугольник.
Раздаточный материал : геометрические фигуры желтого, зеленого и синего цвета (квадрат, круг, треугольник, платочки в виде геометрических фигур.
Оборудование: игрушка петушок, магнитофон, корзинки.
Предварительная подготовка : Поставить стулья парно по количеству детей, положить на пол обруч, выложить на полу из гимнастических палок треугольник, квадрат (каждая сторона из двух гимнастических палочек, вывесить на доску иллюстрацию с изображением домика с воротами и поставить петушка. А на другом столе положить геометрические фигуры из ткани (платочки) .
Методы и приемы работы с детьми: игровой, практический (сравнение, обследование, наглядный (демонстрация, использование моделей, словесный (словесные игры, беседа, пояснение, вопросы и ответы на них).
Структура занятия :
-Организация детей к занятию. Создание интереса к занятию (игровая ситуация, билеты на поезд необычной формы)
Основная часть занятия
- Игра «Найди свое место в автобусе»
-Обсуждение формы и цветы билетиков
- Физкультминутка
- Повторная игра «Найди свое место в автобусе»
- Сравнение размеров фигур. Решение задачи
Окончание занятия
- Игровая ситуация (возвращение из путешествия). Раскладывание геометрических фигур в соответствующие домики
-Подведение итогов
Ход занятия:
Организация детей
Задействована игровая зона группы.
Ребята, вы любите путешествовать? (Да). А вы уже путешествовали на поезде? (Да)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на автобусе в деревню, в гости к петушку. Для путешествия вы получите билет. Вот вам билеты (раздаются билеты необычной формы : круги, треугольники, квадраты). Давайте, пройдем в автобус и присядем на места, согласно билетам (на каждом месте лежат геом фигуры)
(приложение 1).
Основная часть занятия
Игра «Найди свой домик»
Мы выходим на станции «Ромашкино». Дети мы находимся в деревне Ромашкино, посмотрите, какие интересные домики находятся в этой деревне (обратить внимание на выложенные из спортивного инвентар0я на полу круг, квадрат, треугольник)
- Какой они (домики) формы? (круглый, квадратный, треугольный)
- Какого цвета? (Ответы детей)
А давайте поиграем с интересными домиками, используя свои билетики. Те, у кого билет квадратный (треугольный, круглый, должны забежать в квадратный (треугольный, круглый) домик. Когда зазвенит колокольчик, вы должны разбежаться по своим домикам.
Звенит колокольчик. Дети разбегаются по домикам. Воспитатель ходит и спрашивает детей: «Никто не заблудился? Покажите свои билетики друг другу. Все попали в свой домик?» Воспитатель заходит в каждый домик и хвалит детей.
Обсуждение формы и цвета билетиков
Ребята, давайте выйдем из домиков, встанем в круг и покажем другим, какие у вас билетики. Посмотрите, у ___ (имя ребёнка) билет ___ (форма) и ___ (цвет). А у вас какие? (Ответы детей).
Давайте теперь поменяемся (дети меняются билетиками).
Теперь у ___ (имя) ___(цвет)___ (геометрическая фигура, а у ___ (имя) ___ (цвет)___ (геометрическая фигура). круг. А теперь вы расскажите, с кем вы поменялись и какой у вас сейчас билетик?
Дети описывают свои действия. Например, «Я поменялся с ___ (имя, у меня теперь ___ (цвет) ___ (геометрическая форма)». Дети высказываются по желанию. Кто с кем и на что поменялся.
В это время помощник воспитателя уменьшает домик «Квадрат», убирая по одной палке с каждой его стороны, он получается самой маленькой фигурой, а у домика «Треугольника» убирает палочку только в основании.
Физкультминутка
Ребята, а на полянке стоит ещё один домик с воротами (Обратить внимание детей на вывешенную иллюстрацию с изображением домика с воротами и хозяина петушка. .Давайте покажем, какой это домик (пальчиковая гимнастика)
На полянка дом стоит (соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируя крышу дому,
Только путь в том дом закрыт (большие пальцы поднять вверх, повернуть ладони внутренней стороной к себе, кончики средних пальцев остаются соединёнными, имитируем ворота).
Мы ворота открываем (ладони развести параллельно друг дружке) В гости всех вас приглашаем (соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируя крышу дому).
Стенка, стенка (касаемся щёк,
Потолок (потрогать лоб,
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам,
Дзинь- звонок (нажать на нос).
Повторная игра
А сейчас, ребята, давайте найдём ещё раз свой домик с новыми билетиками.
Дети заходят в домики.
- Все свои домики нашли? Воспитатель хвалит детей, которые нашли свой домик по билетику.
Дети могут поправлять друг друга (например, «У меня квадратик, а ты иди туда где треугольник»).
Разложить геометрические фигуры
Ребята, у нашего петушка беда. Поднялся сильный ветер и разбросал платочки, которые петушок собирался развесить сушить. Давайте поможем сложить платочки в корзинку, в соответствии с формой.
Воспитатель должен уточнить:
Вот корзинка для каждой фигуры.
После того, как закончили раскладывать, проверить и обсудить. Правильно или нет. (похвалить детей)
Окончание занятия
Игровая ситуация возвращения из путешествия. Раскладывание геометрических фигур в соответствующие домики
Ребята, наше путешествие подошло к концу и пора отправляться в обратный путь. Нас ждет детский сад и наша группа. Садимся в автобус, мотор завелся и отправляется (дети следуют за воспитателем, исполняется песня про автобус (приложение 1).
Здравствуй, детский сад! Здравствуй, наша любимая группа! Мы вернулись из интересного путешествия, а теперь нужно разложить наши билетики в свои домики. (Дети раскладывают геометрические фигуры в домики такой же формы)
Подведение итогов
Вам понравилось наше путешествие? А где вы были? Что делали?
Что вам понравилось?
Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо вы потрудились! Давайте похлопаем себе.
Литература:
Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет, - Изд. Олма Медиа Групп, 2011
Приложение 1
Песня «Автобус» (Е. Железнова)
Мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!