Анна Виногорова
Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель занятия
Совершенствование навыков звукового анализа и обучению грамоте
2. Задачи
упражнять в умении определять последовательность, порядковое место и количество звуков в слове, различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, использовать в речи соответствующие термины;
совершенствoвать умение произносить слова медленно, интонационно выделяя звуки в соответствии с движением указки;
Публикация «Разработка планирования и конспектов занятий по обучению грамоте и формированию навыков чтения у дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
формировать умение делить на части двухсложные слова, употребляя термин «слог»;
развивать речевое внимание, фонематический слух.
3. Тип занятия
Закрепление и развитие знаний, умений и навыков
4. Форма занятия
Групповая
5. Продолжительность
45 минут
6. Участники
Дети, Педагог
7. Возраст обучающихся
5-7 лет
8. Оборудование и материалы
деревянный сундучок;
три шкатулки с цифрами, в которых находятся карточки с заданиями: в первой - карточка с загадкой, во второй – изображение движений зарядки, в третьей – изображение розы и схема слова «роза»;
искусственные розы (красная, белая);
демонстрационные и индивидуальные по количеству детей полоски – слова для графического изображения предложений;
демонстрационная картинка с изображением розы, разрезанная пополам для определения слогов в слове;
демонстрационная таблица и индивидуальные карточки по количеству детей, на которых изображен цветок роза и схема слова «роза»;
демонстрационные и индивидуальные по количеству детей звуковые домики с фишками для составления звуковой схемы слова;
демонстрационная картина, на которой изображена пирамидка и символы-язычки для определения степени сложности и интересности заданий;
мольберт, магнитная доска, ваза для цветов;
указка (для каждого ребенка и для работы у доски).
9. Предварительная подготовка
беседа о цветочном магазине;
уточнение слов «ароматная», «ароматный», «ароматные»,
10. Методы и приемы работы с детьми
игровой - игровые действия, загадывание и отгадывание загадки, упражнения и задания;
словесный - обобщающая беседа, вопросы по содержанию, объяснение,
комментирование, указание, пояснение, рассказывание самими детьми,
индивидуальные и хоровые повторения, образец правильной речи, педагогическая
оценка;
наглядный - комментирование наглядного материала;
практический – речевые упражнения, психогимнастика, сочетание речевых ответов с практическими действиями, физкультминутка, самостоятельная работа, самоконтроль.
11. Структура занятия
Этап занятия Содержание Время
1. Вводная часть Организационный момент;
Закрепление пространственно-временных представлений;
Отгадывание загадки, беседа;
Сообщение темы занятия. 15 мин
2. Основная часть Работа над предложением;
Деление слов на слоги;
Рассматривание схемы звукового состава слова и определение количества клеток;
Произнесение слова с выделением каждого звука;
Проведение звукового анализа слова «роза». 20 мин
3. Заключительная часть Итог занятия;
Оценка работы детей. 10 мин
12. Ход занятия
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент
Вы хотите поиграть, сказку новую узнать?
Только сказка на замке, в этом славном сундуке.
- Посмотрите, какой красивый сундучок, чтобы он открылся, скажем, все вместе волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок». Сундучок не открывается. (Дети произносят слова.)
- Ребята, давайте строго попросим. (Дети строго произносят слова.) Опять ничего!
- Я удивлена, а вы? Попросите удивленно. (Дети удивленно произносят слова.)
- Я догадалась, надо попросить ласково. (Дети ласково произносят слова и сундучок открывается.)
1.2. Закрепление пространственно-временных представлений
- Посмотрите, какие чудесные шкатулки! (Выставляются три шкатулки.)
- Кто уже посчитал, сколько всего шкатулок? (3)
- А вы заметили, что к каждой шкатулке прикреплена цифра?
- Какая шкатулка стоит первая? (5)
- Какая последняя? (8)
- А какая между ними, в середине? (3)
(Имя ребенка, открой шкатулку с цифрой 5 (Карточка с загадкой)
1.3. Отгадывание загадки, беседа
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками … (розы).
- Почему вы так думаете, что это роза? Докажите. (Дети аргументируют ответ-загадку.)
- Да, это роза. (Выставляется искусственная роза в вазе.) Очень красивый цветок, правда? Розу называют царицей цветов, потому что она самая ароматная и самая красивая.
- (Выставляется еще одна искусственная роза.) А это? (Роза.) Что вы можете сказать об этих розах? (Одна роза красная, другая – белая.)
- Какие еще бывают розы? (Розовые. Желтые. Оранжевые.)
- Такие розы бывают по цвету, а что еще можно сказать о них? (Душистые. Колючие. Красивые.)
1.4. Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем учиться составлять предложения, «записывать» их и «читать»; делить слово на слоги и составлять его звуковую схему.
2. Основная часть
2.1. Работа над предложением
- Составьте со словом роза предложения. (Дети составляют предложения и произносят их так, чтобы были хорошо слышны все слова.)
- Вот какое длинное предложение придумал (называем имя ребенка и повторяем предложение). А (имя ребенка) придумал короткое предложение (повторяем предложение).
- Как вы думаете, почему у (имя ребенка) получилось длинное предложение, а у (имя ребенка) короткое. (Много, мало слов.)
Вывод: предложения состоят из слов. Если в предложении мало слов, оно короткое, если много – длинное, чтобы правильно сказать, сколько слов в предложении, необходимо его записать. (показываем полоски-слова.)
- «Запишите» предложение. (произносим предложение из 3 слов. Один ребенок выкладывает полоски-слова у мольберта, а остальные дети на своих рабочих местах). А теперь прочитайте предложение, которое вы «записали». (Дети проводят по полоскам указкой и повторяют предложение.)
- Посчитайте, сколько слов в этом предложении? ( Дети указывают на каждую полоску и считают: одно, два, три.)
- Произнесите первое слово. (Дети произносят 1 слово.) Это начало предложения.
- А какое второе слово? Третье слово, какое? Третье слово – последнее. Это конец предложения. (Логопед произносит предложение и вместо слова-полоски помещает картинку с изображением розы, разрезанную пополам.)
2.2. Деление слов на слоги
- Что это? (убираем половину картинки и повторяем свой вопрос.)
- Это половинка розы. И вы скажите половину слова. (Ро) (Аналогичная работа организуется со второй половинкой.)
- Мы сказали слово роза по частям. Повторите еще раз. (Дети повторяют слово роза по слогам индивидуально.)
- Какая первая часть? Какая вторая?
Вывод: в слове роза две части, два слога
Физкультминутка
(Имя ребенка, открой шкатулку с цифрой 5. (Карточка с изображением движений зарядки.)
Эй, ребята, не ленитесь! На зарядку становитесь.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали, руки кверху мы подняли.
Раз – два, раз – два, заниматься нам пора!
(Дети выполняют соответствующие движения.)
2.3. Рассматривание схемы звукового состава слова и определение количества клеток
- (Имя ребенка, открой шкатулку с цифрой 3. (Изображение розы и схема слова роза.)
- Ребята, что вы видите на таблице? (Розу, клеточки.)
- Что эти клеточки обозначают? (Сколько звуков в слове роза.)
- Кто уже посчитал, сколько же здесь клеточек (Индивидуальные ответы детей.)
- У всех получилось 4 клеточки? Значит, в слове роза, сколько звуков?
Вывод: запомните. Сколько клеточек нарисовано под картинкой, столько в этом слове звуков.
2.4. Произнесение слова с выделением каждого звука
- Вот теперь давайте попробуем слово роза произнести вслед за моей указкой.
- Я сначала сама скажу: роза (выделяем каждый звук, одновременно ведет указкой по схеме звукового состава слова).
- Теперь давайте все хором скажем. (Дети говорят хором 2-3 раза.)
- Теперь первый ряд скажет тихо, но четко.
- А второй ряд скажет громко, но смотрите, не торопитесь. Кто хочет выйти к мольберту, сам сказать (2-3 ребенка).
- А теперь возьмите у себя на столе карточки и поверните их. Что там нарисовано? (Роза, а под ней клеточки.)
- Да, роза, и такая же красивая, как на таблице. На таблице я вела указкой, а вы говорили, а теперь сделаем наоборот: я буду произносить слово, а вы ведите указкой по клеточкам.
- На подносах у вас лежат маленькие указки. Возьмите указку в правую руку и слушайте меня внимательно. (повторяем слово 2-3 раза и контролируем правильность действий детей.)
Массаж для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал!
2.5. Проведение звукового анализа слова «роза»
- Посмотрите на количество клеточек под картинкой и скажите, сколько звуков в слове «роза»?
- Произнесите слово так, чтобы был слышен каждый звук в слове «роза».
- Какой первый звук в слове «роза»? Какой второй звук? Третий звук? Четвертый звук?
- А теперь подумайте, какой из этих звуков можно произносить долго и при произнесении, которого ничто не мешает во рту: ни язык, ни зубы.
- А теперь попробуйте найти в слове «роза» такой звук при произнесении, которого воздух встречает преграды.
- Назовите твердые или мягкие согласные. Определите, есть ли в слове «роза» звонкие или глухие звуки?
- Приготовьте звуковые домики. С помощью фишек мы составим звуковую схему слова «роза». (4 ребенка по очереди работают у мольберта, остальные на своих местах.)
( Методы стимуляции и поддержки: у тебя все хорошо получается; ты делаешь это очень хорошо; зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь правильно, ты вспомни, как мы делали, каким способом; я начну, а ты продолжи; я сделаю, а ты повтори.)
Вывод:
- звук «Р» - согласный, твердый, звонкий, обозначаем синей фишкой с колокольчиком;
- звук «О» - гласный, обозначаем красной фишкой;
- звук «З» - согласный, твердый, звонкий обозначаем синей фишкой с колокольчиком;
- звук «А» - гласный, обозначаем красной фишкой.
• Сколько всего звуков в слове «роза»?
• Сколько гласных звуков?
• Какой первый гласный звук?
• Назовите второй гласный звук?
• Сколько в слове «роза согласных звуков»?
• Назовите первый согласный звук?
• Какой второй согласный звук?
• Сколько твердых согласных? Назовите.
• Сколько звонких звуков? Назовите.
(Предлагаем детям «прочитать» слово «роза» так, как движется указка по звуковой схеме. Медленно ведем указкой по схеме, а дети «читают».)
3. Заключительная часть
3.1. Итог занятия
Сегодня мы составляли длинные и короткие предложения, учились правильно:
- «записывать» и «читать» короткое предложение;
- произносить слово медленно, выделяя каждый звук, а также делить слово на слоги.
- составлять звуковую схему слова «роза».
3.2. Оценка работы детей
- Возьмите символы – язычки и определите, какое задание для вас было самым интересным, а какое самым трудным. (Ответы детей.)
- Спасибо, (имена детей, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. До свидания!
13. Литература
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематических стороны речи у старших дошкольников. – Спб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017.
2. Выгодская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5-7 лет. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.
3. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет: методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество». – М. : 2017.
4. Ельцова О. М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : «Баласс», 1999.
6. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 1,2,3 периоды. Пособие для логопедов. – 2-е изд. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2010.
8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно – методическое пособие. Дизайн обложки А. С. Андреев. - СПб. : ИД «МиМ», 2007.
9. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 2009.
10. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
11. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Методические условия обучения детей грамоте : метод. пособие. – М. : Айрис-пресс, 2013.
12. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2008.
13. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – Спб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010.
Практический журнал «Воспитатель ДОУ». №8, 2011