Булгакова Евгения Евгеньевна
Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.
В ДОУ программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. Вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.
Публикация «Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Игры, дидактические пособия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду изучение дорожной среды.
Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улице, дорогах, в транспорте.
Развитие речи включает вопросы изучения слов, выражений, слоганов, в том числе, по тематике дорожной безопасности и тд.
Для каждой возрастной группы дошкольников воспитателем или методистом разрабатывается своя методика проведения дидактических занятий, согласно возрастным особенностям группы. (Данная возрастная группа детей с которой мы работаем, это дети трех,четырех лет)
Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на дороге, улице, дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями:
• улица
• дорога
• тротуар
• светофор (значение его сигналов)
дети узнают, кто такие:
• водитель
• пешеход
• пассажир
для закрепления новых понятий, слов, представлений мы рассматриваем с детьми иллюстрации в книгах, плакатах. Знакомим детей с грузовыми и легковыми автомобилями, учим различать трамвай, троллейбус, автобус. В своей работе мы используем игрушки, учим их сравнивать между собой, объясняемопасность настоящего транспорта по сравнению с игрушечным.
Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов :
• справа
• слева
• впереди
• сзади
• наверху
• внизу
размерам предметов :
• большой
• маленький
• широкий
• узкий
• высокий
• низкий
умению сравнивать различные предметы по размерам:
• ширина
• высота
• длина
На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике:
• руль
• колесо автомобиля
Детям прививается умение ориентироваться на территории детского сада.
А также прививается привычка – находясь на улице, держать взрослого за руку.
Форма и методы
Изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по тематике дорожной безопасности
С самодельными игрушками дети обычно играют с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому целесообразно поощрять интерес детей к изготовлению детьми игрушек и атрибутов для занятий по дорожной тематике. Дети могут самостоятельно сделать различные дорожные знаки, модели автомобилей, дома, «зебру», светофор и тд. Игрушки, которые дети сами сделали, используются на дидактических занятиях по дорожной тематике и в свободной деятельности детей.
Рисование, лепка из пластилина, конструирование, аппликация
На занятиях по изодеятельности и художественному труду воспитатель наряду с основными задачами программы может решать задачи по профилактике ДДТТ. Например: тема рисования «На улице дождь». Каждый ребенок рассказывает сюжет своей картины, акцентирует внимание на предметах, которые могут мешать обзору дороги. Лепка: автомобили, деревья, фигурки пешеходов и милиционера, водителей. В процессе таких занятий у дошкольников развивается воображение, логическое мышление, память и другие познавательные процессы, а также эмоционально-чувственная сфера. При рисовании, лепке, конструировании и аппликации у детей развиваются двигательные навыки, мелкая моторика рук.
Обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности
Игра – это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярко эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков – действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.
Настольные игры
В настольных играх могут быть модели дорожных знаков, светофоров, пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.
Двигательные игры
Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотом головы при переходе проезжей части. Воспитатель определяет с детьми, где левая и где правая сторона (обычно по руке). Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжает движение. Дети видят, что движущиеся предметв не могут сразу остановиться. Автомобиль – это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.
Сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх между детьми распределяются роли участников движения. Воспитатель приедлагает детям проиграть какую-либо дорожную ситуацию. В определенном порядке отабатываются некоторые действия:
• Нахождение на посадочной площадке
• Вход в автобус
• Нахождение в салоне автобуса
• Переход по пешеходному переходу
• Высадка из автобуса и др.
А также некоторые правила поведения :
• В автобусе
• Рядом с проезжей частью
• По дороге в детский сад и домой
• При переходе на противоположною сторону дороги (наличие светофора и его отсутствие) и др.
Целевые прогулки
Проводя целевые прогулки по территории и вокруг детского сада, воспитатель развивает у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия дорожной среды. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает дорожные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и т. д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском саду. Поскольку прогулки бывают в разное время года и в любую погоду, воспитатель рассказывает детям об опасностях, которые могут быть при плохой погоде.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по дорожной тематике
Рассматривая с детьми иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, воспитатель просит детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице.
Фольклорные занятия с использованием стихов, загадок, пословиц по тематике дорожной безопасности
Во многих ДОУ при проведении занятий по дорожной тематике детям читают сказки, стихи, рассказы, пословицы, скороговорки с использованием слов, выражений и слоганов по тематике дорожной безопасности.
Просмотры телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов по дорожной тематике
На сегодняшний день используемые в работе с дошкольниками видеоролики и мультфильмы в своем большенстве устарели и содержат множество ошибок. В них даются неправильные, опасные установки детям. Например, обходить автобус спереди, а трамвай сзади, что является одной из причин ДТП с участием детей. Рекомендуется просмотр некоторых телевизионных видеороликов, в том числе новую серию «Дорожная безопасность» (проект компании «Смешарики» г. СПб и др.).
Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Недостатки организации дидактических занятий, проводимых в ДОУ, во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей Правилам дорожного движения.