Светлана Гусева
Методическая разработка непосредственно организованной деятельности по обучению грамоте «Звук [К]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• познакомить со звуками [К]
Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; фонематические процессы, развивать грамматический строй речи;
• упражнять в определении места звука в словах
• развивать зрительное восприятие, логическое мышление; память
Коррекционно-воспитательные:
• развивать навыки самоорганизации и контроля;
Публикация «Методическая разработка непосредственно организованной деятельности по обучению грамоте „Звук [К]“» размещена в разделах
Оборудование: зеркала, карандаши, кукла Квакуша, су-джок колечки, картинки, альбомы по обучению грамоте.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дидактическая игра «Назови последний звук в слове» ( цель: развитие фонематических процессов)
Логопед: ребята, сегодня нас ждет интересное путешествие к фее Фонетике, но прежде, чем мы туда отправимся, надо подготовится. Итак, первое задание….
(Логопед называет слово, ребенок проговаривает его и определяет последний звук. Дети проходят в кабинет, встают в круг.
-Дом, кот, дым, сок, том, нос, сом, рак.
2. Развитие общей моторики. (Координация речи с движением). Логопед: что ж вы молодцы, а теперь мы поиграем с нашим любимым волшебным мячиком :
«Тот, кто мячик получает, слово наоборот называет»
Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( цель: пополнение атрибутивного и предикативного словаря антонимов)
Логопед бросает мяч и называет слово, а ребенок в ответ – противоположное по значению.
Большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, горячий – холодный, узкий - широкий, твердый – мягкий, грязный – чистый, близкий – далекий, смелый – трусливый, подниматься – спускаться, одевать – раздевать, испачкать – почистить и т. д.)
3. Самомассаж пальцев рук с использованием су-джок колечек. (цель – закрепить названия пальчиков, ориентация в схеме тела)
Логопед: молодцы, ребята. Посмотрите, кто к нам в гости пришел. Появляется кукла Квакуша – логопедическая ростовая кукла в виде лягушки.
Логопед: Квакуша вместе с вами поиграет. Берем массажные колечки и надеваем на каждый пальчик и при этом по очереди называем, какой же пальчик массажируем. «Мы колечко надеваем и пальчик называем» – большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик)
Логопед надевает на руку куклу и вместе с детьми выполняет массаж су-джок колечками.
Логопед: молодцы, ребята, вспомнили названия пальчиков, а теперь задание от Квакуши: «Инструкцию слушай и выполняй, колечко на нужный пальчик надевай» : надеть колечко на средний палец правой руки, мизинчик левой, указательный правой и т. д.
4. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед – ребята, возьмите зеркала и выполните артикуляционные упражнения вместе с Квакушей.
(Логопед, используя куклу, показывает движения языка вверх, вниз, вправо – влево)
Упражнения «Парус», «Мостик», «Часики»
Логопед: выполнили вы, ребята, задания и мы снова очутились в гостях у феи Фонетики. Перед нами город звуков, давайте вспомним, какие же звуки мы уже знаем. ( цель: припоминание изученных гласных и согласных звуков.
Дети дают полный ответ: в городе звуков есть улица Гласных звуков.
Логопед: назовите их.
Дети: А,О,У,И.
Логопед: каким цветом мы обозначаем гласные звуки7
Дети: красным.
Логопед: Какие еще улицы есть в нашем городе?
Дети: улица Твердых Согласных (называют их, Мягких согласных.
Логопед: Ну что, Квакуша рада была с вами поиграть, только вот забыла она совсем, какие звуки произносит лягушка…подскажите, ребята.
Дети: ква, ква.
Логопед: правильно, а какой же первый звук мы слышим? ( четко вместе с детьми еще раз произносят: «Ква, ква»)
Дети: К, К.
5. Знакомство со звуком.
Произнесение звука [К] логопедом, с детьми хором и каждым ребенком индивидуально, наблюдение за звучанием и артикуляцией.
Логопед: ребята, вспомните, если во рту воздух встречает преграду, значит, мы произносим какой звук?
Дети: согласный.
Логопед: правильно, какой он твердый или мягкий?
Дети: твердый.
Логопед: а теперь положите ручку на горлышко, произнесите звук [К]. Дрожит горлышко?
Дети: нет, значит, звук глухой.
Логопед: правильно. Итак, звук [К] - согласный, твердый, глухой. В нашем городе звуков он будет жить в каком домике?
Дети: в синем.
6. Работа в тетрадях.
Логопед: ну, что ж ребята, открываем наши альбомы на страничке 22 и раскрашиваем одежду звука каким цветом)
Дети: синим
Логопед: а почему синим?
Дети: потому что звук [К] твёрдый. (дети работают в тетради).
7. Воспроизведение слоговых рядов. ( Цель: развитие фонематического слуха)
Логопед: а теперь, ребята, мы проверим, какая у вас память. Повторите правильно за мной цепочку слогов.
Дидактическая игра «Запомни и повтори» ( цель: развитие фонематического слуха и памяти)
Каждый ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом.
Ка-ко-ку-кы
Ко-ку-кы-ка
Ку-кы-ка-ко
Кы-ка-ко-ку Ак-ок-ук-ык
Ык-ак-ок-ук
Ок-ык-ук-ак
Ук-ак-ык-ок
8. Дидактическая игра «Живые звуки» ( цель: развитие навыков фонематического анализа)
Логопед: послушайте слог АК. Сколько звуков вы слышите?
Дети: два.
Логопед: Назовите первый и дайте ему характеристику.
Дети: Звук А – гласным, обозначаем красным цветом.
Логопед: назовите второй звук :
Ребё нок: [К] – согласный твердый, обозначаем синим цветом.
Дети раскрашивают символы.
Логопед: теперь послушайте слог КА. Какие звуки вы услышали.
Дети: [К] и [А].
Дети раскрашивают одежду звуков соответствующими карандашами.
9. Дидактическая игра «Укажи место звука» ( цель: развитие умений определять место звука в слове)
Логопед: чтобы наша речь была понятной, каждый звук в словах занимает свое место. Посмотрите на картинку и скажите, где находится звук [К] – вначале, в середине или в конце слова
Ребё нок: бочка. Звук [К] стоит в середине слова.
Ребё нок: Рыбак. Звук [К] стоит в конце слова.
Ребё нок: карандаши. Звук [К] стоит в начале слова. (Дети работают со схемами, закрашивают необходимую клеточку)
10. Дидактическая игра «Выложи букву из ниток» цель – формирование оптического образа звука, развитие мелкой моторики)
Логопед: ребята, давайте Квакуше приготовим подарок на память- выложим из ниточек буковку К.
Дети на ковриках выкладывают букву из ниток.
Логопед: молодцы, ребята, какие замечательные буквы у вас получились.
11. Дидактическая игра «Вспомни слово».
Логопед: ребята, посмотрите на картинку и назовите слова в которых есть звук [К].
12. Итог занятия.
Логопед: молодцы, ребята, скажите, с каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: со звуком [К]
Логопед: охарактеризуйте, какой он?
Дети: Звук [К] -согласный, глухой, твердый
Логопед: а чем мы еще сегодня с вами занимались?
Дети: мы делали зарядку для язычка, работали с колечками, раскрашивали одежду звука, делали букву из ниток, называли слова наоборот.
Логопед: интересно было с вами и Квакуше и за это она для вас приготовила подарок, который тоже начинается со звука К. Как вы думаете, какой?
Дети: конфеты.
Дети получают призы