Татьяна Бурмистрова
Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы
3. Комплексно-тематическое планирование
4. Взаимодействиеучителя-логопеда с родителями
В логопедической группе, учитель-логопед и другие специалисты, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в специальных тетрадях.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Задачи работы учителя-логопеда и воспитателей по взаимодействию с родителями:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
План организации работы учителя-логопеда с родителями
Содержание работы Форма работы Дата
проведения
Индивидуальные беседы с родителями
Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым. Уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объясняю необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда
Беседы
В течении года
Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия
Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда
Посещение занятий
В течении года
Консультации для родителей:
- «Рекомендации по выполнению домашних заданий»
- «Развиваем мелкую моторику рук»
- «Родителям о речи ребенка»
- «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой»
- «Речевые игры по дороге домой
- «Учим детей рассказывать»
- «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми»
- «Книжки в вашем доме»
- «Развиваем речевое дыхание вместе с родителями»
- «Подводим важные итоги»
Консультации
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Индивидуальные консультации с родителями "Вопрос - ответ"
Индивидуальные беседы и консультации В течении года
Родительские собрания:
- «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей».
- «Трудности в выполнении домашних заданий».
- «Подводим важные итоги».
Сентябрь
Январь
Май
Практические занятия:
- Важна ли артикуляционная гимнастика?
- Семинар-практикум «Взрослые и детские трудности обучения грамоте»
- Открытый просмотр НОД
Октябрь
Февраль
Апрель – май
5. Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя- логопеда и других специалистов. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса. Основными задачами совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя являются:
1. Практическое усвоение воспитанниками лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения у воспитанников.
3. Подготовка воспитанников к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи у воспитанников.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем
1. Создание условий для проявления речевойактивности, преодоления речевого негативизма 1. Создание обстановки эмоциональногоблагополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания детей исознательного восприятия речи 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти 6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса, формированиеобобщающих понятий 7. Уточнение имеющегося словаря детей,расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям,признакам, действиям 8. Развитие представлений детей о времени ипространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по коррекции звукопроизношения 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционноймоторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей 10. Подготовка детей к предстоящемулогопедическому занятию, включая выполнениезаданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слоговогоанализа и синтеза слов, анализа предложений 11. Закрепление речевых навыков, усвоенныхдетьми на логопедических занятиях
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова 12. Развитие памяти детей путем заучиванияречевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования исловоизменения 13. Закрепление навыков словообразования вразличных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации в речи 14. Контроль за речью детей по рекомендациилогопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладениедиалогической формой общения 15. Развитие диалогической речи детей черезиспользование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения вкороткий рассказ, составлять рассказы-описания,рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя. 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Приоритеты учителя-логопеда : Приоритеты воспитателей:
-звукопроизношение;
-фонематические процессы;
- языковой анализ; - моторныйпраксис;
- психологическая база речи;
- обогащение и активизация словаря;
План организации работы учителя-логопеда с педагогами
Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам коррекции
Консультации:
- «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя»»
- «Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе»
- Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика с дошкольниками»
- «Использование звуковой и артикуляционной гимнастики в НОД «Физическая культура»
- «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога»
- «Подвижные игры в работе с детьми с ОНР»
- «Речевой этикет воспитателя ДОУ»
- Подводим важные итоги
Семинары по практическим вопросам коррекции
Консультации
Консультации
6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы
Учитель-логопед использует в своей работе «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» А. М. Быховской, Н. А. Казовой.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4 – 7 лет с ОНР и составить диагностику.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволяет выявить компоненты речи, требующие дополнительного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.
Оценка производится по бальной системе (от 0 до 3)
Уровни речевого развития:
Низкий – от 0 до 1,5
Средний – от 1,6 до 2,5
Высокий – от 2,6 до 3,0
Результаты мониторинга учитель-логопед использует при :
- планировании коррекционно-образовательной деятельности;
- отборе методов, приемов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
7. Кружковая работа
III. Организационный раздел
1. Режим работы группы
РЕЖИМ ДНЯ
в старшей /логопедической/ группе : «Подсолнушки"
(на холодный период)
Режимные моменты Время проведения Направленность работы педагога общего характера
Утренний прием, игры, самостоятельная деятельность 7.30 – 8.10 Общение с родителями.
Самостоятельная игровая деятельность, общение со сверстниками. Инд. работа, трудовые поручения.
Утренняя гимнастика 8.20 – 8.25 Двигательная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25 – 8.40 Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Игры, самостоятельная деятельность детей 8.40 – 9.00 Игры, предварительная работа к НОД
Организованная образовательная деятельность 9.00 – 9.25
9.35 – 10.00
(по подгруппам) Познавательная. Двигательная, продуктивная, музыкальная, деятельности; развитие речи, навыков общения и взаимодействия
Подготовка к прогулке, дневная прогулка (игры. наблюдения, труд) 10.00– 12.05 Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания, помощи друг другу, наблюдения, опыты, эксперименты, труд в природе.
Возвращение с прогулки, КГН, подготовка к обеду 12.05 – 12.20 Воспитание самостоятельности, КГН и культуры поведения, организация дежурств
Обед 12.20 – 12.50
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00 Воспитание навыков самостоятельности, сон
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика после сна, закаливающие процедуры 15.00 – 15.10 Оздоровительные и гигиенические процедуры
Игры, самостоятельная и организованная деятельность 15.10 – 16.25 Самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа, досуг
Подготовка к ужину, ужин 16.25 – 16.40 Воспитание КГН и культуры поведения, организация дежурств.
Чтение художественной литературы 16.40 – 17.00 Восприятие художественной литературы, коммуникативная деятельность
Игры, прогулка, уход детей домой 16.50 – 18.00 Подвижные игры, наблюдения, трудовые поручения, двигательная активность
(на теплый период)
Режимные моменты Время проведения Направленность работы педагога общего характера
Утренний прием, игры, самостоятельная деятельность 7.30 – 8.10 Общение с родителями.
Самостоятельная игровая деятельность, общение со сверстниками. Инд. работа, трудовые поручения.
Утренняя гимнастика 8.20 – 8.25 Двигательная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25 – 8.40 Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Игры, самостоятельная деятельность детей 8.40 – 9.00 Игры, предварительная работа к НОД
Организованная образовательная деятельность 9.00 – 9.25
9.35 – 10.00
(по подгруппам) Познавательная. Двигательная, продуктивная, музыкальная, деятельности; развитие речи, навыков общения и взаимодействия
Подготовка к прогулке, дневная прогулка (игры. наблюдения, труд) 10.00– 12.05 Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания, помощи друг другу, наблюдения, опыты, эксперименты, труд в природе.
Возвращение с прогулки, КГН, подготовка к обеду 12.05 – 12.20 Воспитание самостоятельности, КГН и культуры поведения, организация дежурств
Обед 12.20 – 12.50
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00 Воспитание навыков самостоятельности, сон
Постепенный подъем, оздоровительная гимнастика после сна, закаливающие процедуры 15.00 – 15.10 Оздоровительные и гигиенические процедуры
Игры, самостоятельная и организованная деятельность 15.10 – 16.25 Самостоятельная игровая деятельность детей, индивидуальная работа, досуг
Подготовка к ужину, ужин 16.25 – 16.40 Воспитание КГН и культуры поведения, организация дежурств.
Чтение художественной литературы 16.40 – 17.00 Восприятие художественной литературы, коммуникативная деятельность
Игры, прогулка, уход детей домой 16.50 – 18.00 Подвижные игры, наблюдения, трудовые поручения, двигательная активность
2. Расписание работы учителя-логопеда
График работы учителя-логопеда
Понедельник (первый и третий) 9.00 – 13.00
Понедельник (второй и четвертый) 13.30 – 17.30
Вторник 9.00 – 13.00
Среда 9.00 – 13.00
Четверг 9.00 – 13.00
Пятница 9.00 – 13.00
Расписание работы учителя-логопеда
Понедельник
Индивидуальные занятия с детьми 9.00 – 12.20
Участие логопеда в режимных моментах, 12.20 – 13.00
работа с документацией
Консультирование родителей, 13.30 – 17.30
индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей
Вторник – Пятница
1-ое подгрупповое занятие учителя-логопеда 9.00 – 9.25
2-ое подгрупповое занятие учителя-логопеда 9.35 – 10.00
Индивидуальная работа с детьми 10.00 – 12.20
Участие логопеда в режимных моментах, 12.20 – 13.00
работа с документацией
3. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы
1. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. : Просвещение, 2009.
3. Бухарина К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5 – 6 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К. Е. Бухарина. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015.
4. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2013.
5. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2013.
6. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2013.
7. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2014.
8. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5 – 6 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2014.
9. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
10. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008.
11. Бутусова Н. Н. Развитие речи при коррекции звукопроизношения. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
12. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
13. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда : Картотека заданий для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи / Авт. -сост. : И. А. Михеева, С. В. Чешева. – СПб. : КАРО, 2009.
14. Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
15. Вышегородская М. В., Елизарова И. Г., Васильева Л. В. интегрированная образовательная деятельность в логопедической группе ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
16. Гейченко И. Л., Исавнина О. Г. Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
17. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
18. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий Iпериода обучения в старшейлогогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
19. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий IIпериода обучения в старшейлогогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
20. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. Конспекты фронтальных занятий IIIпериода обучения в старшейлогогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
21. Дунаева Н. Ю., Зяблова С. В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
22. Емельянова Н. В., Жидкова Л. И., Капицына Г. А. Коррекция звукопроизношения у детей 5 – 6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
23. Жидкова Л. И., Капицына Г. А., Емельянова Н. В. Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
24. Занятия с детьми 5 – 6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. - СПб–. : КАРО, 2011.
25. Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет / авт. -сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013.
26. Ихсанова С. В. Игротерапия в логопедии: психогимнастические превращения / С. В. Ихсанова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2015.
27. Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
28. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
29. Комарова Л. А. Автоматизация звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
30. Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
31. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
32. Комарова Л. А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
33. Комарова Л. А. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
34. Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
35. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
36. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
37. Комарова Л. А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
38. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
39. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5 – 7 лет : блочно-тематическое планирование / авт. -сост. Э. Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012.
40. Коррекция звукопроизношения у детей : дидактические материалы / авт. -сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009.
41. Крупенчук О. И. Логопедические задания для автоматизации и дифференциации шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ] и звука [т’]. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2015.
42. Крупенчук О. И. Логопедические задания для автоматизации и дифференциации свистящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2015.
43. Крупенчук О. И. Логопедические задания для автоматизации и дифференциации сонорных звуков [л], [л’], [р], [р’], [й]. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2015.
44. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет : Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
45. Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
46. Куликовская Т. А. Дидактический материал по лексическим темам. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
47. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей / Т. А. Куликовская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2011.
48. Куликовская Т. А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
49. Лебедева И. Л. Сказки деда Логопеда: методическое пособие / И. Л. Лебедева. – М. : Вентана-Граф, 2015.
50. Леонова О. А. Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
51. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. 2-е изд., доп., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
52. Лылова Л. С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гуверненров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.
53. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
54. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
55. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
56. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
57. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
58. Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Старшая группа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – Ч. I.
59. Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Старшая группа. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – Ч. II.
60. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
61. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
62. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи : Методическое пособие / Под ред. Л. С. Вакуленко. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
63. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2009.
64. Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР. Методические рекомендации / авт. -сост. Е. В. Рындина. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
65. Рабочая тетрадь логопеда : загадки, рифмовки, скороговорки / сост. Т. В. Пятница. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.
66. Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей / В. И. Руденко. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
67. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
68. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей : практическая логопедия / Н. А. Седых. – М. : ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.
69. Сеничкина В. В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР : Методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
70. Сидорова У. М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5 – 6 лет : В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М. : ТЦ Сфера, 2014.