МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Татьяна Сайботалова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Сайботалова Татьяна Андреевна

Учитель-логопед

Специальный детский сад №13 «Алтынай»

Республика Казахстан

Павлодарская область, г. Экибастуз

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

«Путешествие по лесным тропинкам».

Образовательная область : «Коммуникация»

Раздел: «Развитие речи»

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Тема : «Составление рассказа по картинкам с опорой на графическую схему. Образование однокоренных слов»

Коррекционно-образовательные цели. Расширять знания детей о диких животных; дать знания о внешних признаки, повадках, как передвигаются, чем питаются, где живут. Учить составлять предложения по картинкам с помощью наглядных моделей. Продолжать учить образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными; упражнять в употреблении однокоренных слов и упражняться в подборе эпитетов согласование прилагательных с существительными; подбирать определения к существительным.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их детёнышей, модели слов-действий и предлогов, СD проигрыватель с записью звуков леса, рисунки с изображением диких животных, цветные карандаши, пластилин, краски, ножницы, клей всё по количеству детей.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, чтение рассказов В. Бианки.

Словарная работа:

Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши диких животных, белка, волк, медведь, лиса, заяц,нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, мех, шерсть,

туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.

Глагольный:

Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу, собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать.

Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать, бежать, прыгать, добывать, купаться, греться, выслеживать (добычу, притаиться, рычать.

Качественный:

Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.

Ход занятия :

Логопед проводит с детьми круг радости, затем обращает внимание на следы на полу группы. Дети по проложенным следам проходят в центр группы. Логопед обращает внимание детей, что в группе что-то изменилось. –Ребята, посмотрите вокруг, куда это нас привели следы? Правильно, мы с вами оказались в зимнем лесу (в группе стоят плоскостные деревья- ели). –

Д\ игра «Кто знает больше слов?» Логопед бросает мяч и называет любое дикое животное дети должны подобрать слова – определения. Белка какая? Ловкая, шустрая, запасливая. Лиса какая? Хитрая, быстрая, осторожная и т. д. Медведь какой? Неуклюжий, косолапый, бурый, сильный. Волк какой? Сильный, злой, серый. Заяц какой? Трусливый, быстрый, длинноухий, белый.

-Молодцы. Сколько много слов назвали!

Посмотрите, здесь под ёлкой что-то лежит, дети находят «волшебные очки». Логопед : - Я поняла -это волшебные очки, если в них смотреть, то можно попасть в волшебный лес и познакомиться с его жителями! –Давайте с вами оправимся в лес и захватим эти очки!

Организационный момент:

-Давайте посмотрим вокруг в волшебные очки, посмотрите, я вижу цифры, где здесь цифра один? Дети проходят к табличке с цифрой «1». Логопед : - Здесь что-то лежит, давайте посмотрим (ребёнок поднимает карточку, на которой графически изображена школьная доска и стулья)

Логопед : - Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? Правильно, пройти к доске и сесть на стульчики. Посмотрите, здесь даже есть следы, которые указывают нам путь, давайте пройдём по следам. Дети проходят по следам к большой магнитной доске.

Логопед: - Ребята, а вы знаете, кто живёт в лесу? А как называют животных, которые живут в лесу? Правильно, дикие животные. Давайте вспомним, какие дикие животные обитают в лесу.

Составление рассказов по картинкам с опорой на графическую схему.

Дети с помощью предложенной схемы составляют рассказ о животных.

Послушайте загадку и ответьте, что это за зверь :

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Логопед вывешивает картинку на доску.

Послушайте вторую загадку:

Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)

-Правильно, это лиса! (выставляется картинка с изображением лисы).

А вот ещё одна загадка:

Зимой белый, летом серый,

Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

Молодцы, отгадали – это заяц! (выставляется картинка с изображением зайца)

А эту загадку вы отгадаете?

Серый, зубастый, по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

И эту загадку вы правильно отгадали, это волк!

А вот ещё одна загадка :

Маленький зверёк,

По деревьям скок-поскок!

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? (Белка)

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (Ёж)

Логопед по очереди вызывает детей и они выбирают понравившуюся картинку и по схеме составляют рассказ.

Логопед: - Молодцы, вы хорошо знаете наших диких животных, но нам надо продолжать наш путь, давайте посмотрим ещё раз в наши волшебные очки, нужно найти задание под номером «2».

Дети находят карточку с номером «2», там нарисованы конверты.

Логопед: - Смотрите, ребята, как интересно, нам надо найти конверт с заданием, посмотрите вокруг. Дети находят конверт с заданием под ёлкой.

Упражнение в образовании и употреблении однокоренных существительных.

Д/игра “Угадай, кто чей детёныш?”.

Логопед: Детеныши диких животных потерялись. Давайте поможем им отыскать их мам.

(На панно рядом с дикими животными расположены детеныши других диких животных).

Дети: У медведя – медвежата.

У лисы – лисята.

- Молодцы, вы хорошо знаете детёнышей диких животных! А теперь опять посмотрите в волшебные очки, какой номер карточки вы видите? Правильно, номер «3». Дети находят картинку с изображением детей, делающих зарядку.

Логопед : - Ну вот, наступило время сделать нам зарядку, но не простую, а лесную.

Динамическая пауза

Звучит музыка в записи МП3 Суворовой «Лесная зарядка» Дети выполняют движения в соответствии со словами песни.

- Молодцы, ребята, а сейчас нам нужно идти дальше по нашему волшебному лесу. Надевайте очки и находите следующую цифру с заданием! Дети находят задание под номером «4».

На табличке изображены дети, сидящие за столом.

Логопед: - О чём говорит эта картинка? Правильно, нужно пройти к столам, там для вас есть задания.

Составление предложений по опорным схемам-моделям.

Дети распределяются по подгруппам. Выполняется задание на составление предложений с использованием слов-моделей. Например – Заяц живёт в лесу.

-Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с заданием! Ну, а теперь нам нужно возвращаться в детский сад! Давайте опять наденем наши волшебные очки (звучит музыка). – Ну, вот мы и вернулись с вами в детский сад, в нашу группу! Вам понравилось путешествие? Мне тоже понравилось. Ой, а это что такое? – Посмотрите -это краски, кисточки, ножницы и бумага, а здесь вот и пластилин лежит, давайте с вами по желанию нарисуем животных или может быть кто-то хочет вырезать и наклеить понравившееся животное? Дети проходят к столам и выбирают по своему усмотрению, что они будут делать, лепить, рисовать или вырезать.

Логопед вносит в группу воздушные шары синего, красного и зелёного цвета, олицетворяющие настроение. Дети выбирают, какой им больше всего нравится шарик и объясняют свой выбор.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей логопедической.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий «Транспорт» Видео Ход занятия 1. Орг. Момент Кондукторам езда везде, С большою сумкой кожаной. Ему всегда, ему весь день В трамваях ездить можно. Большие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Посуда» Конспект занятия по НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Посуда» (взаимодействие специалистов).

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: Сложносочиненное предложение с союзом А. Цели: - обучающая: • научить детей.

Конспект занятия по развитию речи и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ЗПР Тема: «Путешествие в страну Гномию». Цели занятия: 1. Закрепление предлогов в, на, под, к, у, над, от, за. 2. Умение составлять предложения.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Букет из сказки» .

Конспект занятия в старшей группе с общим недоразвитием речи  «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Учить детей составлять предложения с использованием имен существительных в творительном падеже единственного.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 21 января 2016 в 21:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сайботалова (УИ 73070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД