Татьяна Сайботалова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сайботалова Татьяна Андреевна
Учитель-логопед
Специальный детский сад №13 «Алтынай»
Республика Казахстан
Павлодарская область, г. Экибастуз
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
«Путешествие по лесным тропинкам».
Образовательная область : «Коммуникация»
Раздел: «Развитие речи»
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Тема : «Составление рассказа по картинкам с опорой на графическую схему. Образование однокоренных слов»
Коррекционно-образовательные цели. Расширять знания детей о диких животных; дать знания о внешних признаки, повадках, как передвигаются, чем питаются, где живут. Учить составлять предложения по картинкам с помощью наглядных моделей. Продолжать учить образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные; согласовывать числительные с существительными; упражнять в употреблении однокоренных слов и упражняться в подборе эпитетов согласование прилагательных с существительными; подбирать определения к существительным.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением диких животных и их детёнышей, модели слов-действий и предлогов, СD проигрыватель с записью звуков леса, рисунки с изображением диких животных, цветные карандаши, пластилин, краски, ножницы, клей всё по количеству детей.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, чтение рассказов В. Бианки.
Словарная работа:
Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши диких животных, белка, волк, медведь, лиса, заяц,нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, мех, шерсть,
туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.
Глагольный:
Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу, собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать.
Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать, бежать, прыгать, добывать, купаться, греться, выслеживать (добычу, притаиться, рычать.
Качественный:
Дикий, хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый, короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.
Ход занятия :
Логопед проводит с детьми круг радости, затем обращает внимание на следы на полу группы. Дети по проложенным следам проходят в центр группы. Логопед обращает внимание детей, что в группе что-то изменилось. –Ребята, посмотрите вокруг, куда это нас привели следы? Правильно, мы с вами оказались в зимнем лесу (в группе стоят плоскостные деревья- ели). –
Д\ игра «Кто знает больше слов?» Логопед бросает мяч и называет любое дикое животное дети должны подобрать слова – определения. Белка какая? Ловкая, шустрая, запасливая. Лиса какая? Хитрая, быстрая, осторожная и т. д. Медведь какой? Неуклюжий, косолапый, бурый, сильный. Волк какой? Сильный, злой, серый. Заяц какой? Трусливый, быстрый, длинноухий, белый.
-Молодцы. Сколько много слов назвали!
Посмотрите, здесь под ёлкой что-то лежит, дети находят «волшебные очки». Логопед : - Я поняла -это волшебные очки, если в них смотреть, то можно попасть в волшебный лес и познакомиться с его жителями! –Давайте с вами оправимся в лес и захватим эти очки!
Организационный момент:
-Давайте посмотрим вокруг в волшебные очки, посмотрите, я вижу цифры, где здесь цифра один? Дети проходят к табличке с цифрой «1». Логопед : - Здесь что-то лежит, давайте посмотрим (ребёнок поднимает карточку, на которой графически изображена школьная доска и стулья)
Логопед : - Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать? Правильно, пройти к доске и сесть на стульчики. Посмотрите, здесь даже есть следы, которые указывают нам путь, давайте пройдём по следам. Дети проходят по следам к большой магнитной доске.
Логопед: - Ребята, а вы знаете, кто живёт в лесу? А как называют животных, которые живут в лесу? Правильно, дикие животные. Давайте вспомним, какие дикие животные обитают в лесу.
Составление рассказов по картинкам с опорой на графическую схему.
Дети с помощью предложенной схемы составляют рассказ о животных.
Послушайте загадку и ответьте, что это за зверь :
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Логопед вывешивает картинку на доску.
Послушайте вторую загадку:
Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)
-Правильно, это лиса! (выставляется картинка с изображением лисы).
А вот ещё одна загадка:
Зимой белый, летом серый,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Молодцы, отгадали – это заяц! (выставляется картинка с изображением зайца)
А эту загадку вы отгадаете?
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
И эту загадку вы правильно отгадали, это волк!
А вот ещё одна загадка :
Маленький зверёк,
По деревьям скок-поскок!
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (Ёж)
Логопед по очереди вызывает детей и они выбирают понравившуюся картинку и по схеме составляют рассказ.
Логопед: - Молодцы, вы хорошо знаете наших диких животных, но нам надо продолжать наш путь, давайте посмотрим ещё раз в наши волшебные очки, нужно найти задание под номером «2».
Дети находят карточку с номером «2», там нарисованы конверты.
Логопед: - Смотрите, ребята, как интересно, нам надо найти конверт с заданием, посмотрите вокруг. Дети находят конверт с заданием под ёлкой.
Упражнение в образовании и употреблении однокоренных существительных.
Д/игра “Угадай, кто чей детёныш?”.
Логопед: Детеныши диких животных потерялись. Давайте поможем им отыскать их мам.
(На панно рядом с дикими животными расположены детеныши других диких животных).
Дети: У медведя – медвежата.
У лисы – лисята.
- Молодцы, вы хорошо знаете детёнышей диких животных! А теперь опять посмотрите в волшебные очки, какой номер карточки вы видите? Правильно, номер «3». Дети находят картинку с изображением детей, делающих зарядку.
Логопед : - Ну вот, наступило время сделать нам зарядку, но не простую, а лесную.
Динамическая пауза
Звучит музыка в записи МП3 Суворовой «Лесная зарядка» Дети выполняют движения в соответствии со словами песни.
- Молодцы, ребята, а сейчас нам нужно идти дальше по нашему волшебному лесу. Надевайте очки и находите следующую цифру с заданием! Дети находят задание под номером «4».
На табличке изображены дети, сидящие за столом.
Логопед: - О чём говорит эта картинка? Правильно, нужно пройти к столам, там для вас есть задания.
Составление предложений по опорным схемам-моделям.
Дети распределяются по подгруппам. Выполняется задание на составление предложений с использованием слов-моделей. Например – Заяц живёт в лесу.
-Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с заданием! Ну, а теперь нам нужно возвращаться в детский сад! Давайте опять наденем наши волшебные очки (звучит музыка). – Ну, вот мы и вернулись с вами в детский сад, в нашу группу! Вам понравилось путешествие? Мне тоже понравилось. Ой, а это что такое? – Посмотрите -это краски, кисточки, ножницы и бумага, а здесь вот и пластилин лежит, давайте с вами по желанию нарисуем животных или может быть кто-то хочет вырезать и наклеить понравившееся животное? Дети проходят к столам и выбирают по своему усмотрению, что они будут делать, лепить, рисовать или вырезать.
Логопед вносит в группу воздушные шары синего, красного и зелёного цвета, олицетворяющие настроение. Дети выбирают, какой им больше всего нравится шарик и объясняют свой выбор.