Виктория Мекеня
Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи.
В логопедии под ОНР (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по 3-м указанным компонентам. Типичным для всей группы ОНР является: позднее начало речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, характерные нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений. В зависимости от тяжести речевого дефекта различаются 3 уровня речевого развития (Р. Е. Левина, 1961, 1968, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.
Публикация «Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует, при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1 -2 искаженных предложения
На 2-м уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношениях речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Недостатки речи на данном уровне проявляются еще достаточно выраженно. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т. д.). Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу (спит -лежит). Навыками словообразования дети не владеют.
При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко 4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций : смешение падежных форм, отсутствие согласования глаголов с существительными, ошибки в употреблении числа и рода существительных, нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными. Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями : часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме, возможны замена предлога и нарушение предложных форм. Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным. Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, заданный план и т. д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе
возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что формирование связной монологической речи старших дошкольников с
ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.