Светлана Чупина
«От слога — к слову». Программа кружка для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка….4
Учебный план….7
Учебно – тематический план…8
Календарно – тематический план…. 10
Список литературы…. 18
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и берут на себя роль в воспитании, коррекции, компенсации и развитии дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии.
Публикация «„От слога — к слову“, Программа кружка для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
Несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество программ, раскрывающих широкие, вариативные возможности для формирования коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития воспитанников, каждому логопеду приходится «выстраивать» систему логопедической работы с учётом условий обучения дошкольников, собственного опыты, речевых и психологических возможностей детей.
Наибольшие трудности у детей старшего дошкольного возраста возникают у детей при овладении навыком чтения. Процесс становления чтения у детей, имеющих общее недоразвитие речи, очень сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех компонентов речи. Чаще всего при чтении у детей возникают ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Если ребёнок не дифференцирует оппозиционные фонемы и не может выделить заданный звук, возникают проблемы при овладении им навыками письма и чтения, так как освоение элементами грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова.
Рабочая программа разработана на основе анализа программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой и др. 2009г. и методики Е. В. Новиковой «Система быстрого обучения чтению».
Представленная автором система работы обеспечивает развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия, речи и мышления. Материал для занятий с детьми упорядочен с учё том характерных для русского языка противопоставления звуков по признакам: «твёрдости – мягкости», «звонкости – глухости», в определённой последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует преодолению нарушений слоговой структуры слов. Обучение детей по данной системе сводится к тому, чтобы единицей чтения стал слог, а не буква. Такой способ обеспечивает плавное и правильное чтение.
Достижение таких результатов обеспечивается путём выполнения тренировочных упражнений, представленных Е. В. Новиковой в виде различных таблиц. Многократность повторения и многочисленность упражнений дают возможность сформировать прочные навыки свободного чтения. Активизации и развитию основных психических функций – восприятия, внимания, памяти – способствует «богатый» иллюстративный материал, представленный в Азбуке.
Программа направлена на овладение детьми техникой свободного чтения и создание предпосылок для формирования грамотного письма.
Роль курса в системе работы дошкольного образовательного учреждения направлена на достижение эффективности в работе при обучении дошкольников чтению внутри образовательной среды детского сада посредством введения вариативных мероприятий.
Цель программы : Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
2. Развитие зрительного восприятия, формирование чёткого зрительного образа букв;
3. Формирование умения произносить и читать слова различной звукослоговой структуры.
Рекомендованная автором методика обучения чтению включает 7 этапов:
• Чтение двусложных слов
• Знакомство с буквами Ъ и Ь
• Чтение слов с буквой Й
• Дифференциация согласных по глухости – звонкости
• Дифференциация согласных по твёрдости – мягкости
• Чтение предложений и коротких текстов
Однако, этапу по дифференциации звуков по «твёрдости-мягкости», «звонкости – глухости» отводятся лишь части занятий, поскольку в старшей логопедической группе дети хорошо овладели навыком дифференциации звуков по этим признакам на фронтальных, индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения. Таким образов, названные выше этапы в учебный план не включены.
Программа рассчитана на 37 часов (занятия периодичностью 1 раз в неделю и длительностью 15 – 20 минут) с учётом праздничных дат календаря и дней, отведённых на обследование детей (в соответствии с ФГОС ДО – в конце учебного года).
Форма организации занятий – подгрупповая.
Динамика достижений воспитанников в овладении навыком чтения отслеживается диагностическими мероприятиями, содержанием и количеством регламентированными в дошкольном образовательном учреждении
Ожидаемый результат: Овладение детьми навыками первоначального чтения, высокие показатели результатов при обследовании детей по методике раннего выявления дислексии А. Н. Корнева.
Учебный план
№
п/п
Этапы реализации программы Количество
занятий
1.
2.
3.
4.
5.
Двухсложные слова
Буквы Ъ и Ь
Буква Й
Слова различной слоговой структуры
Чтение предложений и коротких текстов
9
9
2
11
6
ИТОГО: 37 часов
Учебно – тематический план
№
п/п
Раздел/тема
Всего часов В том числе отведённых на
Формы
диагностики
теорит. практ.
I Двухсложные слова 9 9
тестирование,
наблюдение
1.1 Чтение двухсложных слов 1
1.2 Чтение двухсложных слов. Знакомство с ПРАВИЛОМ: Сколько в слове гласных, столько и слогов 1
1.3 Чтение двухсложных слов с открытыми слогами. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов 1
1.4 Чтение двухсложных слов с одним закрытым слогом 1
1.5 Чтение двухсложных слов с одним закрытым слогом 1
1.6 Чтение двухсложных слов с одним закрытым слогом 1
1.7 Чтение двухсложных слов с одним закрытым слогом. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов 1
1.8 Дифференциация односложных и двухсложных слов 1
1.9 Дифференциация односложных и двухсложных слов 1
II Буквы Ъ и Ь 9 9
тестирование,
наблюдение
2.2 Мягкие звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков 1
2.3 Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Ь в конце слова 1
2.4 Чтение слов с Ь в конце слова
1
2.5 Чтение односложных слов с Ь в конце. Звукобуквенный анализ слов 1
2.6 Чтение двухсложных слов с Ь в конце 1
2.7 Чтение двухсложных слов с Ь в середине 1
2.8 Анализ состава предложения. Оформление предложения
1
2.9 Разделительный Ъ в слове
1
III Буква Й
2 2
тестирование,
наблюдение
3.1 Знакомство с буквой Й
1
3.2 Чтение слов с буквой 1
IV Слова различной слоговой структуры
11 11
тестирование,
наблюдение
4.1 Слова длинные и короткие
1
4.2 Слова различной слоговой структуры 1
4.3 Слова различной слоговой структуры 1
4.4 Слова различной слоговой структуры 1
4.5 Преобразование слов путём добавления согласного звука 1
4.6 Слова со стечением согласных звуков 1
4.7 Слова со стечением согласных звуков 1
4.8 Слова со стечением согласных звуков 1
4.9 Слова сложной слоговой структуры 1
4.10 Слова сложной слоговой структуры 1
4.11 Слова сложной слоговой структуры 1
V Чтение предложений и коротких текстов 6 6
тестирование,
наблюдение
5.1 Составление предложений по сюжетным картинкам 1
5.2 Подбор действий к предмету 1
5.3 Подбор предмета к действию 1
5.4 Чтение коротких предложений 1
5.5 Чтение коротких предложений 1
5.6 Чтение текста 1
Календарно – тематический план
сентябрь
I неделя Чтение двусложных слов
1. Игровое упражнение «Повтори за мной» (АОУИ и т. п.)
2. Игра «Помоги животным» ( вставить пропущенный гласный звук в названия животных: ЛИСА, КУРЫ, РЫБА)
3. Чтение слов с заменой первого слога (таблица № 1)
4. Звуковой анализ слов
5. Игра «Составь предложение со словом»
II неделя Чтение двусложных слов. Знакомство с ПРАВИЛОМ: Сколько в слове гласных, столько и слогов
1. Игровое упражнение «Смотри, не ошибись!» (закрепление гласных букв)
2. Чтение двусложных слов (таблица № 2)
3. Звуко – буквенный анализ слов
4. Игровое упражнение «Раздели слова на части»
5. ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных, столько и слогов
7. Игровое упражнение «Отгадай имя»
III неделя Чтение двусложных слов с открытыми слогами. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов
1. Игровое упражнение «Скажи наоборот» ( ТА-ВА: вата)
2. Чтение двусложных слов (таблица № 3,5)
3. Звуко – буквенный анализ слов
4. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов
5. Игра «Доскажи словечко»
IV неделя Чтение двусложных слов с одним закрытым слогом
1. Игра «Найди слогу пару»
2. Чтение двусложных слов (таблица № 6)
3. Звуко – буквенный анализ слов
4. Игровое упражнение «Раздели слова на группы» (по количеству слогов : 1-2)
V неделя Чтение двусложных слов с одним закрытым слогом
1. Игра «Вставь пропущенный гласный» (Т…К, К…Т, В…Т, М…М)
2. Чтение двусложных слов (таблица № 7)
3. Звуко – буквенный анализ слов
4. Игровое упражнение «Подбери слово»
октябрь
1 неделя Чтение двусложных слов с одним закрытым слогом
1. Игровое упражнение «Найди слог и прочитай»
2. Чтение двусложных слов (таблица № 8)
3. Звуко – буквенный анализ слов
4. Игровое упражнение «Слоги перепутались» (практическое задание на чтение слогов и составление слов : ЗАН-ФА: фазан)
2 неделя Чтение двусложных слов с одним закрытым слогом. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов
1. Игровое упражнение «Найди лишнее слово» (ША-ЛАШ, ША- ТЁР, СА- ЛОН)
2. Чтение двусложных слов (таблица № 9)
3. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов
4. Практическое задание: Найди в слове гласные и определи количество слогов
3 неделя Дифференциация односложных и двусложных слов
1. Игра «Найди картинку» (по количеству слогов в слове :1-2)
2. Практическое задание «Найди и подчеркни гласные в слове»
3. Игра «Прочитай слово наоборот» : КУБ – БУК, КОТ – ТОК, НОС – СОН, СОС - НА, КА – БАН, НО - РА
4. Звуко – буквенный анализ слов
4 неделя Дифференциация односложных и двусложных слов
1. Игра «Подбери схему к слову» (по количеству слогов в слове : 1-2: ___/___,___)
2. Игровое задание «Подбери похожее слово»
3. Игра «Собери слово и выложи его из букв»
ноябрь
I неделя Мягкие звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков
1. Игровое упражнение «Светофор» (дифференциация К-КЬ)
2. Звуковой анализ: «КОТ - КИТ», сравнительная характеристика К-КЬ
3. Чтение слогов : МА – МЯ, МО – МЁ, МУ – МЮ, МЫ – МИ, МЭ – МЕ
4. Игра «Подбери слова»
II неделя Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Ь в конце слова
1. Звуковой анализ слов : УГОЛ – УГОЛЬ.
2. Беседа по теме «Буква Ь»
3. Игровое упражнение «Сравни слова» (таблица № 1)
4. Игра с мячом «Скажи наоборот»
III неделя Чтение слов с Ь в конце слова
1. Игровое задание «Прочитай цепочку слов»
2. Игра «Найди отличия» (таблица № 2)
3. Деление слов на слоги
4. Игра «Подбери слово к схеме»
IV неделя Чтение односложных слов с Ь в конце. Звукобуквенный анализ слов
1. Чтение слов (таблица № 3)
2. Деление слов на слоги
3. Звукобуквенный анализ слов
декабрь
I неделя Чтение двухсложных слов с Ь в конце
1. Игровое упражнение «Найди слог»
2. Чтение слов (таблица № 4)
3. Практическое задание «Найди и обведи»
4. Игра «Каждому слову – свой домик»
II неделя Чтение двухсложных слов с Ь в середине
1. Чтение слогов «Каркуша слоги принесла!»
2. Игровое упражнение «Подбирай, называй!»
3. Игровое задание «Добавь слог к словам» (таблица № 5)
4. Игра «Слова – пары» (таблица № 5)
III неделя Анализ состава предложения. Оформление предложения
1. Игра «Живые слова»
2. Игровое задание «Найди слова с Ь»
3. Чтение предложений
4. ПРАВИЛО: Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
IV неделя Разделительный Ь в слове
1. Игровое упражнение «Найди пары и сравни» (таблица № 7)
2. Игровое задание «Объясни значение слов»
3. Игровое упражнение «Составь предложения со словами»
4. Составление схем предложения
V неделя Разделительный Ъ в слове
1. Игра «Подскажи словечко» (образование глаголов с приставками)
2. Чтение слов с твёрдым знаком (таблица 10)
3. Практическое задание «найди и обведи»
4. Игровое упражнение «Составь предложения со словами»
5. Составление схем предложения
январь
Ш неделя Знакомство с буквой Й
1. Речевая зарядка: ОЙ – АЙ – ЭЙ с различной интонацией
2. Игра «Доскажи словечко»
Ой—ой—ой — песню дружно …
Ай—йи—йи — во дворе стоит ….
Уй—уй—уй— на чай скорей ….
3. Дидактическая игра «Светофор»
4. Чтение слогов и слов (таблица № 2)
5. Игровое задание «Составь предложение со словами»
IV неделя Чтение слов с буквой Й
1. Игра «Занимательные вопросы» :
а) какой вы знаете полезный напиток? (Чай.);
б) как называется водоплавающая птица? (Чайка.);
в) как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.);
г) необходимая принадлежность для игры в хоккей? (Шайба.);
д) как вскрикивают от испуга? (АЙ,ОЙ)
2. Игровое упражнение «Найди звук Й в словах»
3. Дидактическая игра «Измени слово» (таблица № 5)
4. Чтение предложений
V неделя Слова длинные и короткие
1. Повторение ПРАВИЛА: Сколько в слове гласных, столько и слогов
2. Разгадывание кроссворда по загадкам:
Тише, мыши,
Вдруг придёт
Очень страшный, рыжий… (КОТ)
Одежду не шью
А ткань всегда тку
Кто это? (ПАУК)
Что идёт по электрическим проводам? (ТОК)
3. Практическое задание «Найди, посчитай и скажи!»
4. Дидактическая игра «Подбери слово к схеме»
февраль
I неделя Слова различной слоговой структуры
1. Игра «Цепочка слов» (таблица № 3)
2. Чтение двухсложных слов с открытым и закрытым слогом
3. Игра «Найди слово без глухих (звонких) согласных
4. Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
II неделя Слова различной слоговой структуры
1. Игровое задание «Получи новое слово» (таблица № 6)
2. Чтение слов, состоящих из трёх открытых слогов (таблица № 7)
3. Дидактическая игра «Найди похожее слово»
4. Звукобуквенный анализ слов
III неделя Слова различной слоговой структуры
1. Игровое упражнение «Отгадай загадку – покажи отгадку» (таблица № 11)
2. Игровое упражнение «Скажи наоборот» (таблица № 12)
3. Игра «Составь предложения со словами»
4. Составление схем предложения
IV неделя Преобразование слов путём добавления согласного звука
1. Дидактическая игра «Подбери слову пару» (таблица № 17)
2. Звукобуквенный анализ слов
3. Дидактическая игра «У белки шишки с ветки»
4. Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи…»
март
I неделя Слова со стечением согласных звуков
1. Игра «Повтори, не ошибись!»
2. Игра «Буква потерялась» : ПЛ…Т, КР…Т, ТР….П, МР…К, СТ…Л
3. Чтение слогов и слов (таблица № 19)
4. Игра «Составь предложения со словами»
5. Игра «Слова перепутались»
II неделя Слова со стечением согласных звуков
1. Игра «Найди пару слову» (по первому слогу)
2. Чтение слогов и слов (таблицы № 22-23)
3. Звукобуквенный анализ слов
4. Практическое задание «Вставь буквы в слова»
III неделя Слова со стечением согласных звуков
1. Дидактическая игра «Конфета – карета»
2. Чтение слов со стечением согласных звуков
3. Практическое задание «Подчеркни согласные звуки»
4. Игра «Подбери слово к схеме»
IV неделя Слова сложной слоговой структуры
1. Игра «Точно повтори»
2. Чтение слов (таблица № 26)
3. Деление слов на слоги
4. Звукобуквенный анализ слов
апрель
I неделя Слова сложной слоговой структуры
1. Дидактическая игра «Найди и исправь ошибку»
2. Игра «Слова-кирпичики»
3. Игра «Составь предложения»
4. Анализ предложения. Повторение ПРАВИЛА: Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения
5. Составление схемы предложения
II неделя Слова сложной слоговой структуры
1. Дидактическая игра «Найди слова с таким же слогом»
2. Игра «Соберём слово из слогов»
3. Игровое упражнение «Повторяй за мной»
4. Анализ предложения. Закрепление ПРАВИЛА: Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения
5. Составление схемы предложения
III неделя Составление предложений по сюжетным картинкам
1. Беседа с детьми «Предложение»
2. Игра «Собери предложение из слов»
3. Составление предложений по сюжетным картинкам
4. Игровое задание «первое, второе, третье?.»
IV неделя Предмет и действие
1. Игра с мячом «Подбери действие к предмету»
2. Беседа «Предложения длинные и короткие»
3. Чтение слов из двух слогов
4. Игра «Подбери слову пару»
V неделя Действие и предмет
1. Дидактическая игра «Подбери картинку»
2. Составление предложений по предметным картинкам
3. Дидактическая игра «Собери слово из букв»
4. Чтение коротких предложений
Список литературы
1. Алексеева, М. М, Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие М. : 1988. – 187 с.
2. Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Зима. Зимние забавы: практическое пособие для логопедов СПб. : Паритет, 2005. – 32 с.
3. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Логопедия: учебник для ВУЗов М. : 2003.- 324 с.
4. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
5. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Развитие связной речи : фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
6. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А, Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет : сценарии занятий. - М. : ТЦ СФЕРА, 2004.-96 с.
7. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А., Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи : конспекты занятий. - М. : - ТЦ СФЕРА, 2001.- 112 с.
8. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М., 2001.
9. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой: учебник для педагогических институтов М. : «Просвещение», 1988.- 527 с.
10. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
12. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико – грамматических представлений: методические рекомендации для индивидуальных занятий с дошкольниками М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 126 с.
14. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи М., 2002.