МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Людмила Сергеева
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании следующих документов:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями» размещена в разделах

- Приказа МО и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – основным образовательным программам»;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 №1155;

- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи Н. В. Нищевой.

Основные цели реализации Программы :

1. Обеспечение разностороннего развития и коррекции речевых расстройств у детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 5 областям.

2. Обеспечение соответствия качества дошкольного образования федеральным государственным образовательным стандартам.

Рабочая программа направлена на реализацию задач :

• обеспечение равенства возможностей- Обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей для получения полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от их места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

• обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2 Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Особенности воспитанников с ОНР/ТНР

Дети с ограниченными возможностями здоровья, принимаются в группы компенсирующей направленности учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. Речь детей с ОНР/ТНР может находится на разном уровне развития, для каждого уровня характерны специфические трудности в развитии речи.

Самый низкий уровень речевого развития у дошкольников – первый. При первом уровне речевого развития у ребенка связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного плана.

При втором уровне речевого развития у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи, они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм. Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки. При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Дети со вторым уровне речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии длительное время. Компенсация речевого дефекта ограничена. однако в зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. овладение письмом и чтением у этих детей затруднено.

Дети, имеющие второй и третий уровни развития речи, составляют основной контингент специальной логопедической группы дошкольного отделения МБОУ «ПушновскаяСОШ».

Дети с третьим уровнем пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в названии предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательные и наречия, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательными, а так же наблюдаются ошибки в согласовании существительных в роде, числе и падеже.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Также группу компенсирующей направленности посещают воспитанники с остаточными проявления общего недоразвития речи, четвертым уровнем речевого развития по Т. Б. Филичевой. У детей с четвертым уровнем нет ярких нарушений звукопроизношения. Имеются лишь недостатки дифференциации звуков. Речь детей характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры. Дети понимают значение слов, но не удерживают в памяти фонематический образ, в следствие чего у них наблюдаются искажения звуконаполняемости слов.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук : недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

Контингент воспитанников логопедической группы составляют дети 4 – 7 лет с общим (тяжелым) недоразвитием речи.

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

В программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

• принцип поддержки детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принципы интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.4 Планируемые результаты

как целевые ориентиры освоения Программы

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются на этапе завершения дошкольного образования.

К целевым ориентирам в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

• Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

• Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

• Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

• Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

• Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

• Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

• Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

• У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

2 Содержательный раздел.

2.1 Содержание коррекционно-педагогичекой работы по областям

Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

• формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

• формирование навыков самообслуживания;

• формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

• формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным рациональным традициям и общечеловеческим ценностям;

• формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении;

Образовательная область «Познавательное развитие»

Компоненты «Познавательного развития» :

1. Познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление наглядно-действенное и наглядно-образное) и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение).

2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира) и источники информации (материальные носители, в которых люди отражают, фиксируют, собирают и сохраняют опыт и достижения своего исторического развития).

3. Отношение к информации (чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи развития речи для детей :

формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического;

формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога;

формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача в работе с детьми – формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Задачи образовательной области:

• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• Становление эстетического отношения к окружающему миру;

• Формирование элементарных представлений о видах искусства;

• Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Образовательная область «Физическое развитие»

Основная цель данной образовательной области в работе с детьми – совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно- пространственной координации.

В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Основная задача – стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

• изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально- волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Публикации по теме:

Конспект группового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Незнайка», г. Ханты-Мансийск Учитель-логопед Виноградова.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Цель: закрепление лексико-грамматических умений и математических представлений на материале русских народных сказок. Интеграция образовательных.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Теремок на новый лад» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической.

Конспект совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Конспект совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности (ЗПР) Тема: "Весна.

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Речевое дыхание – это вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Сад. Фрукты» Лексическая тема “Сад. Фрукты” Задание 1. Родителям рекомендуется: - рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности «Модный гардероб. Одежда» Лексическая тема «Модный гардероб» Задание 1. Помогая ребёнку одеваться и раздеваться, называйте предметы одежды и комментируйте свои действия:.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 11:27
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД