Анастасия Ховрина
Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Такое участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому, в детском саду необходимо создавать условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств. [4]
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Практика показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут самостоятельно применить опыт, полученный на специальных коррекционно – развивающих занятиях вне стен ДОО. В этой связи взаимодействие специалистов (логопедов, психологов) с родителями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями речи, имеет определенную специфику, выражающуюся не только в необходимости максимально полного вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, но и в поддержании неугасающего желания к сотрудничеству с педагогами на протяжении всего периода пребывания таких детей в группах компенсирующей направленности. [3]
В связи с этим нами сформулирована цель работы учителя – логопеда с родителями – вовлечение родителей в коррекционно – образовательную деятельность, поддержание заинтересованности в сотрудничестве через грамотно выстроенную систему сопровождения семьи.
Задачи работы с родителями:
1. Предоставлять информацию об особенностях и закономерностях развития детей с ТНР, способах коррекционного воздействия.
2. Приобщать родителей к участию в коррекционно-воспитательной работе.
3. Обучать элементарным приемам коррекционной практики.
4. Создавать условия для отреагирования родительских чувств, переживаний.
5. Улучшать взаимопонимание, взаимоотношения между родителями и детьми.
6. Создавать условия, в которых:
- родители видят изменения в собственном ребенке;
- родители видят зону ближайшего развития ребенка.
Понимая, что заинтересованность семьи в совместной работе со специалистами в течение года может варьироваться, учитель-логопед проводит анкетирование степени вовлеченности родителей в коррекционно-воспитательный процесс. В рамках анкетирования выявляются родители, максимально вовлеченные в коррекционный процесс, систематически выполняющие рекомендации логопеда, активно участвующие в мероприятиях МДОУ; формально следующие требованиям логопеда, нуждающиеся в постоянной стимуляции активности со стороны педагогов и не участвующие в коррекционном процессе, игнорирующие поручения учителя-логопеда. На основании полученных результатов, с учетом микроклимата семьи, социального статуса родителей, учитель – логопед планирует возможные формы работы с такими семьями. Специалист должен выбрать оптимальный тип общения, он не должен быть директивным, так как родитель, скорее всего, переймет эту манеру общения со своим ребенком. Только тогда взаимодействие учителя – логопеда и родителей переходит на новый партнерский уровень, в ходе которого у родителей повышается компетентность в вопросах коррекционного воздействия и ответственность за своих детей. Безусловно, процесс взаимодействия на разных этапах своего развития требует от педагога высокого уровня профессиональной подготовки.
Практика работы в МДОУ №23 показывает, что наиболее результативной формой работы с родителями является детско – родительский клуб.
Цель клуба: установление сотрудничества, преемственности и согласованности в работе педагогов группы и семьи в коррекционной – развивающей деятельности, формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.
Клубные встречи проходят 1 – 2 раза в месяц и имеют следующие формы проведения: игровой практикум, круглый стол, вечер памяти, семейный конкурс, совместный праздник.
Доказательством плодотворной работы учителя – логопеда и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно – воспитательном процессе, а не перекладывают всю ответственность за своих детей на работников ДОО, родители владеют некоторыми коррекционно - развивающими приемами, видят результаты совместной работы с логопедом и ориентированы на дальнейшее развитие ребенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется родительская внутренняя позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения. Ребенок сам в себе обнаруживает новые умения и навыки, не боится демонстрировать их родителям и другим взрослым.
В качестве примера работы учителя – логопеда с родителями МДОУ №23 предлагаем примерный план проведения детско – родительского клуба на тему: «Подвижные пальчики»
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: Сформировать у родителей практические умения по развитию мелкой моторики рук у детей.
Задачи:
1. Познакомить с основными методами развития мелкой моторики у детей.
2. Обучить элементам самомассажа.
3. Оптимизировать совместную деятельность детей и родителей.
Ход встречи.
1. Приветствие родителей.
2. Сообщение темы заседания.
3. Рассказ учителя – логопеда о необходимости владения информацией в вопросах развития подвижности пальцев рук и ее прямой связи с уровнем речевого развития ребенка. [1]
4. Обучение практическим приемам проведения пальчиковой гимнастики и самомассажа (Су-Джок терапия, «Сухой бассейн», самомассаж с использованием шестигранного карандаша).
5. Организация совместной практической деятельности педагога, детей и родителей по изготовлению книжки – памятки по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях.
Опыт работы детско – родительского клуба в нашем МДОУ показал, что заинтересованность родителей в коррекцинно – образовательном процессе возрастает и поддерживается педагогами на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду.
Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, в перспективе своей работы с родителями я планирую, создание закрытой группы в социальной сети «Одноклассники», которая позволит размещение фото и видеоотчетов с индивидуальных и подгрупповых занятий, с развлекательных мероприятий, а также методические рекомендации для родителей в соответствии с тематикой недели. И немаловажным фактором создания данной группы будет является возможность обратной связи в режиме онлайн.
Литература:
1. Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста / К. С. Бахарева. – Ростов н/ Д : Феникс, 2009. – 218
2. Инклюзивный детский сад. Сборник статей. – М. : ЦОУО ДО г. Москвы, 2009. – 228с.
3. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТО-ПРЕСС», 2015. – 240 с. [24]
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.