Ветчинкина Галина
Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
2.1. Образовательная деятельность с учетом основной адаптированной программы дошкольного образования и вариативных коррекционных программ дошкольного образования
2.2. Организация образовательного процесса
2.3. Содержание коррекционной работы
2.4. Перспективно-тематическое планирование
2.5. Мониторинг освоения Программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды кабинета
3.2. Программно-методическое обеспечение Программы
3.3. Организация работы с семьей
Список литературы
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа (далее программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155) и на основе следующих коррекционно-развивающих программ :
-Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
- Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. И. Соколова. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Данная программа определяет содержание и организацию коррекционно-развивающего процесса для детей в возрасте от 5 до 7 лет с умственной отсталостью, который направлен на познавательное развитие детей и формирование у них предпосылок учебной деятельности с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о режиме занятий, календарным учебным графиком, учебным планом учреждения.
В Программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка. Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов по дошкольному воспитанию :
Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребёнка (с 15.09.1990г.);
Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 01 ноября 2000 г. «Об утверждении СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Положением «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Уставом и локальными актами учреждения.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Программа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель: создание благоприятных условий для развития ребенка с умственной отсталостью, его позитивной социализации, личностного развития, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей их эмоционального благополучия.
2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
3. Формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
4. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья.
6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности использования образовательного материала, позволяющего учитывать способности и состояния здоровья каждого ребенка.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом следующих принципов и подходов:
1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество учреждения и семей воспитанников.
4. Принцип системности и непрерывности:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
-взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в доме-интернате.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
7. Принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
8. Принцип единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
9. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой учреждения.
10. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
11. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
12. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
13. Принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка.
Личностно-ориентированный подход:
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельный подход:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;
креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;
овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
У дошкольников с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Если обучение детей этой категории не восполняет онтогенетически закономерный путь развития способов ориентировки, то механическое усвоение конкретных знаний не создает условий для подлинного развития ребенка. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения с людьми. Очень часто умственно отсталый ребенок воспринимает другого ребенка или человека как предмет, толкает или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве и в социуме.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста обнаруживают грубое запаздывание в развитии всех двигательных функций, замедленность темпа движений, моторную неловкость, и др. Их двигательная активность или крайне низкая, или чрезмерно высокая, хаотичная. Кроме этого, имеются проблемы с координацией движения, нередко они с трудом сохраняют равновесие. Новые действия дети способны выполнять только вместе с взрослым, знакомые – по подражанию и образцу. Новая обстановка, игрушки у многих детей почти не вызывают эмоциональных реакций. У них редко возникает желание продуктивно взаимодействовать как с детьми, так и с взрослыми. Обычно они бывают пассивными, и их действия полностью подчинены указаниям взрослого.
Психомоторная патология у таких детей проявляется неравномерно и характеризуется выраженным недоразвитием всех компонентов психической деятельности, сопровождается нарушением процессов восприятия, памяти, внимания, неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Потенциальный уровень умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.
Благодаря систематическому коррекционно-педагогическому воздействию, дети начинают действовать с игрушками, вступать в общение друг с другом. Принимают предложение взрослого участвовать в организованной взрослым деятельности индивидуально или в малой подгруппе. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью, индивидуально-ориентированный подход в коррекционно-развивающей работе способствуют положительной динамике формирования познавательной сферы, формированию адаптивного поведения и навыков социальной коммуникации, всестороннему воздействию на интеллектуальную, эмоциональную сферы и личностные особенности ребенка.
Данная программа определяет содержание и организацию учителем-дефектологом образовательной деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени. Реализация содержания программы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, который тесно связан с принципом интеграции образовательных областей.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью на этапе завершения дошкольного образования :
Ребенок:
составляет схематическое изображение из двух-четырех частей;
создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;
показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, пока-занному взрослым;
обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
использует в игре предметы-заместители;
усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
обладает навыком моделирования различных действий, направ-ленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета, обозначает итог счета;
знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
обладает когнитивными предпосылками различных видов дея-тельности;
называет свое имя, фамилию;
узнает, называет и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофер;
называет и выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей;
различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их;
называет отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детенышей;
определяет признаки четырех времен года;
различает время суток: день и ночь.
А также он:
имеет представление о самом себе, позитивно относится к себе и близким.
сотрудничает с взрослыми и сверстниками, владеет коммуникативными навыками продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
адекватно воспринимает окружающие предметы и явления.
положительно относится к предметам живой и неживой природы.
владеет перцептивными действиями (рассматривания, выслушивания, ощупывания и др.).
у него развита мелкая моторика, сформировано хватание, выработана согласованность действий обеих рук.
проявляет интерес к игрушкам, выполнению предметно-игровых действий, умееет играть со сверстниками.
положительно относится к театральной деятельности, принимает посильное участие в культурно-досуговых мероприятиях.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность с учетом основной и вариативных образовательных программ дошкольного коррекционного образования.
Содержание программы разработано на основе следующих образовательных программ :
«Основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью» ГБУ РХ Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок».
«Программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей» (авт. Г. В. Дедюхина, Е. Д. Худенко, И. В. Кальянов, М. Н. Любимова, И. Д. Алдохина. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» г. Москва).
«Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).
«Диагностика-развитие-коррекция : Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова).
2.2. Программно-методическое обеспечение
Программы и методические пособия
Л. Б. Баряева, А. П. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии», СПб., Союз, 2001.
Л. Б. Баряева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии», СПб., Союз, 2002.
А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», М., «Владос». 2002.
Е. А. Стребелева «Формирование мышления», М., «Владос», 2001.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка», М., Просвещение, 1988.