Ольга Маринина
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
1.4. Образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Важное значение в деятельности учителя-дефектолога является взаимодействие с остальными субъектами образовательной работы МДОУ : педагогов, специалистов, медиков, родителей. У всех у них свои цели и задачи, однако, они служат единой цели в воспитательно-образовательной деятельности и тесно взаимосвязаны.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
В дошкольном учреждении разработана система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель и медицинские работники ДОУ работают в тесном контакте друг с другом.
Расписание непосредственно-образовательной деятельности составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей работой.
Непосредственная образовательная деятельность проводится воспитателями, учителем-дефектологом и музыкальным руководителем в первую и во вторую половину дня. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-дефектолога.
Совместно с воспитателями разработана Программа и перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам Программы.
Правильное планирование обеспечивает эффективность педагогической работы и индивидуальное гармоничное развитие каждого ребенка в разных видах деятельности детей.
Воспитатель:
Фронтальные, подгрупповые НОД по развитию познавательной сферы, ознакомления с окружающим, художественного творчества на основе сохранных анализаторов;
Экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
Беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы
Музыкальный руководитель:
Музыкально-ритмические игры;
Упражнения на развитие зрительного восприятия, двигательной памяти;
Этюды на развитие выразительности мимики, жеста.
Игры-драматизации.
Педагог-психолог:
Коррекционно-развивающая деятельность, включающая:
Индивидуальные и подгрупповые занятия;
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, коммуникативных способностей, ориентировки в пространстве.
Дренаж психомоторных функций.
Родители:
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, развитие мелкой и общей моторики ребенка; контроль за выполнением заданий ребенка; выполнение рекомендаций учителя-дефектолога;
1.5. Программно – методический комплекс образовательного процесса.
Методическое обеспечение
Образовательная область Программы, методические пособия
Социально – коммуникативное развитие Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»
Р. С. Буре «Социально-нравственное воспитание» дошкольников (3-7 лет)»
Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет)»
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Средняя группа».
Познавательное развитие
Л. А. Ремезова, Л. В. Сергеева, О. Ф. Юрлина «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара Издательство СГПУ, 2015г.
Е. Н. Подколзина «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения». Линка- Пресс, 2009г.
С. А. Козлова. Тематические словари в картинках: «Тело человека (части тела)», «Органы чувств человека». Издательство «Школьная Пресса», 2005г.
С. А. Васильева, В. И. Мирясова. Тематические словари в картинках: «Посуда. Продукты питания», «Одежда. Обувь. Головные уборы». Издательство «Школьная Пресса», 2004г.
С. А. Васильева. Тематический словарь в картинках: «Грибы, ягоды». Издательство «Школьная Пресса», 2003г.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Средняя группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015 г.
О. В. Дыбина. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Средняя группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015 г.
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений». Средняя группа Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015 г.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой. Средняя группа».
Речевое развитие
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Средняя группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2015 г.
В. В. Гербова «Для работы с детьми 2-4 лет. Раздаточный материал в детском саду».
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
В. В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада»
Художественное – эстетическое развитие Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014 г.
Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014 г.
Физическое развитие Моурлот Л. И., Ремезова Л. А. «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста» Самара 2007г.
Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения» Москва 1998г. Институт коррекционной педагогики РАО.
«Психо-гимнастика» М. И. Чистякова Москва «Просвещение», 1990г.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. М. : Мозаика-Синтез,2012
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр (2-7 лет)».
М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения. 3-7 лет».
С. Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами. 2-4 лет».
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Средняя группа»
Объём образовательной нагрузки
Распределение НОД учителя-дефектолога, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на ребенка в ДОУ, определенными Сан ПИН № 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013г.
Учитель-дефектолог :
-фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
-индивидуальные коррекционные занятия.
В Программе выделены следующие разделы:
1. Зрительное восприятие
2. Ориентировка в пространстве
3. Социально-бытовая ориентировка
4. Развитие общей и мелкой моторики.
Вид коррекционной образовательной деятельности Продолжительность ООД (мин.) Количество в неделю Количество в месяц Количество в год (среднее)
Развитие зрительного восприятия 20 2 40 мин 8 160мин. 80 27час.
Ориентировка в пространстве 20 1 20 мин 4 80мин. 35 12 час.
Социально - бытовая ориентировка 20 1 20 мин. 4 80 мин. 35 12 час.
Развитие осязания и мелкой моторики 20 1 20 мин. 4 80 мин. 35 12 час.
Одним из наиболее важных направлений педагогической деятельности учителя-дефектолога является осуществление контроля за усвоением ребенком Программы на основе фиксации динамики детского развития (мониторинга). Целью осуществления контроля за успеваемостью является: определение уровня знаний, умений и навыков по всем разделам Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной, что позволит построить педагогический процесс с учетом развития ребенка на определенном возрастном этапе. Мониторинг представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, и прогнозу дальнейшего развития ребенка. Мониторинг направлен на обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода при построении воспитательно-образовательного и коррекционно-педагогического процесса. Структура мониторинга: ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру интересной и привлекательной. Педагог обрабатывает полученные результаты. Данные заносятся в таблицу уровня развития по видам деятельности, в сводную таблицу и вычерчиваются графики, что дает возможность проследить динамику развития всей группы и каждого ребенка. По результатам мониторинга каждым специалистом составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается, эмоциональную стабильность.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Владеет основными культурно-гигиеническими навыками, гигиеной зрения; знаниями о строении тела и глаз человека, возможностях зрения.
2. Содержательный раздел.
2.1. Особенности организации образовательной деятельности:
Образовательная деятельность осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
Содержание образовательной деятельности охватывает пять
взаимодополняющих образовательных областей: (с указанием сокращений)
• Социально-коммуникативное развитие – С - К
• Познавательное развитие - П
• Речевое развитие - Р
• Художественно-эстетическое развитие - Х - Э
• Физическое развитие - Ф
Образовательная деятельность строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Основные направления работы по Программе
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель — обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь и овладение навыками коммуникации.
Задачи социально-личностного развития:
•формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
•формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
•формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Направления: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирования навыков самообслуживания.
Формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
Для дошкольников с ОВЗ целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне.
Формирование основ безопасности
Задача—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. Реализуя программу, воспитатель может «проиграть* несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентируя детей на самостоятельное принятие решений.
Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сформулировать простейшие алгоритмы поведения:
— пользование общественным транспортом;
— правила безопасности дорожного движения;
— домашняя аптечка;
— пользование электроприборами;
— поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.
—сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).
На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.
Основная задача — подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется следующим образом:
•в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
•в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности. Освоение детьми с ОВЗ общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.
Обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам
Задачи — обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает:
—организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;
—ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду;
—обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;
—обучение уходу за растениями, животными;
—обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);
—изготовление коллективных работ;
—формирование умения использовать поделки в игре.
Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основные цели и задачи - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средства познания.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает следующие разделы.
Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др., способствует обогащению и расширению словаря.
Нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное, устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они доступны детям для выполнения.
Развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности
направлено на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять предложенные задания.
Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При обучении дошкольников с ОВЗ необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений нужно продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников. Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребенку с ОВЗ полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.