Ирина Тюркова
Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Тема презентации: «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью».
(слайд 2) Дети с умственной отсталостью — особая категория У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», чрезвычайная скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, часто отмечается нарушение речи. Всегда страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.
Публикация «Игротерапия как средство коррекции и развития детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
(слайд 3) Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одним из приоритетных является игротерапия, которую я использую в своей работе, так как считаю, что с помощью игры можно влиять на психику детей, снижать их гиперактивность, агрессию, тревожность, избавлять от страхов, давать выход негативным эмоциям.
Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему.
(слайд 4) Работая по этому направлению, перед собой поставила цель: «Изучить влияние игры на коррекцию и развитие коммуникативных способностей детей».
(слайд 5) В процессе работы были поставлены следующие задачи:
1.1. Изучить литературу по теме.
2. Создать условия для игровой деятельности в процессе обучения.
3. Организовать динамику развития.
2.1. Развивать эмоционально- волевую сферу детей.
2. Развивать коммуникативные компетенции, навыки совместной деятельности.
3. Формировать определённые умения и навыки детей в игре и доводить начатое дело до конца.
4. Воспитывать интерес к игровой деятельности.
(слайд 6) В коррекционно – воспитательной работе использую игры, которые направлены на:
- Установление контакта;
- Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка;
- Формирование речевых навыков;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Формирование правильного поведения;
- Формирование культурно- гигиенических навыков;
- Формирование трудовых навыков;
(слайд 7) Для достижения положительного результата с такими детьми работу провожу комплексно и систематически, используя игру на занятиях в разных режимных моментах.
(слайд 8) Игры со строительным материалом
Использую такие игры, как «Возим кирпичики», «Строим дом», «Строим башню», «Сделаем дорогу» и т. д. В процессе игры со строительным материалом формируются представления о форме, величине, цвете, дети учатся ориентироваться в пространстве. Так же формируются коммуникативные навыки.
(слайд 9) Дидактические игры
Такие игры развивают зрительное восприятие, память, закрепляются цвет, форма.
(слайд 10) Игры на развития мелкой моторики пальцев рук
- игры с мозаикой
- игры с крупами
Эти игры обусловлены фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках (гречка, рис, горох). Рисование по крупе, пересыпание, закапывание рук, найти «сокровища» - бусинки, маленькие игрушки. Это успокаивает и расслабляет детей. Развиваются тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие. Дети стараются проговорить то, что они делают, какой материал используют, таким образом, развивается речь и обогащается словарный запас детей.
(слайд 11) Театрализованные игры
С помощью персонажа дети учатся приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку.
Учатся задавать вопросы и отвечать на них. Шутят от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности.
Игра делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей.
(слайд 12) Игры на восстановления контакта
- Игры с воздушным шариком
- Игры с бумагой
«Бабочки»- дети превращаются в куколок бабочки, обматывая друг друга туалетной бумагой с ног до головы. Потом ребенок «вылупляется» из куколки, разрывает бумагу и превращается в бабочку. Дети «летают», изображая бабочек. Затем всю бумагу дети разрывают на мелкие кусочки, скатывают в комочки и играют в снежки. Активизируется речь, коррекция общей моторики. Дети получают положительные эмоции, повышается самостоятельность, выход негативных эмоций, избавление от страхов.
(слайд 13) Игры на развития культурно- гигиенических навыков
В процессе умывания читаю потешки, которые обыгрываем:
Например:
- «Умывалочка»
«Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку…
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!» и другие.
- «Водичка, водичка!»
«Водичка, водичка, умой моё личико!
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,
чтоб кусался зубок, чтоб кусался роток!»
- «Мыльные перчатки»
«В руки мыло мы возьмём
И ладошки мы потрём,
Смоем чистою водичкой,
А потом умоем личико!»
Использование игры в режимные моменты приводит к тому - что, дети с желанием идут чистить зубы и умываться. Такой метод работы вызывает у детей эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается, всё сопровождается действиями, развивается речь, зрительное восприятие, идёт коррекция общей моторики рук.
(слайд 14) Игры на развития общей моторики
Например - комплекс утренней гимнастики «У медведя во бору», дети очень стараются, с желанием подражают. Воспитываются межличностные отношения. Развивается речь, общая моторика, формируются положительные эмоции и т. д.
(слайд 15) Большую роль отвожу подвижным играм, особенно на свежем воздухе, что способствует укреплению здоровья детей. Дети испытывают радость, восторг, с большим интересом играют. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве, развивается общая моторика, коррекция познавательной сферы детей.
(слайд 16) Привлечение детей к созданию и украшению снежных построек, ежедневному уходу за ними способствует развитию у воспитанников трудовых умений и навыков, бережного отношения к результатам коллективного труда.
Такие игры как «Ворона», «Веселый воробей», «Воробушки автомобиль», «Птицы, гнезда, птенцы», способствуют закреплению знания детей об их характерных особенностях, повадках. Воспитывают желание заботиться о зимующих птицах.
(слайд 17) Игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. Чем больше мы задействуем различных анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное, тем ребёнок лучше усваивает и мы достигаем поставленные перед собой цели.
Используя игротерапию в своей работе у детей прослеживается положительная динамика развития. Улучшилась координация движений, речь и память, дети стали более, самостоятельней, спокойней, эмоционально отзывчивей, чаще улыбаются, идут на контакт со взрослыми и детьми.
(слайд 18) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!