Ольга Маринина
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
3.3. Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Условия и средства реализации рабочей программы. Для реализации рабочей программы ДОО используются следующие пространства:
Кабинет учителя-дефектолога
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-дефектолога.
Дидактическое обеспечение кабинета соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Демонстрационный и раздаточный материал соответствует зрительным возможностям и возрасту детей, эстетически и качественно выполненный. Состоит из подлинных муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов. Это способствует не только эффективному решению поставленных задач, но и повышению интереса детей к занятиям.
Для проведения коррекционных занятий с детьми кабинет дефектолога оборудован в соответствии с гигиеническими (в том числе и офтальмо-гигиеническими требованиями, оснащен необходимым оборудованием, укомплектованы игровыми и коррекционно-развивающими пособиями (мольберт, ковролинограф, настольные игры, авторские дидактические игры и т. д., техническими средствами обучения, такими как CD- проигрыватель, ноутбук, лупы.
Образовательное пространство в кабинете учителя-дефектолога благодаря разнообразию материалов, оборудования, инвентаря, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей. В кабинете возможна трансформируемость пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Наличие маркеров игрового пространства, ширм, предметов-заместителей, предметов, не закреплённых жёстким способом, делают пространство кабинета полифункциональным. Вариативность развивающей предметно-пространственной среды кабинета обеспечивается наличием разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодически появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Большинство игр, игрушек, материалов и пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности, находятся в свободном доступе для воспитанников и соответствуют требованиям безопасности их использования.
Групповая комната для детей среднего дошкольного возраста
Лечебный кабинет
Музыкальный зал
Медицинский кабинет
Территория ДОО (прогулочный участок, спортивная площадка, экологическая тропа)
Среда ближайшего социума, используемого в образовательном процессе: (школа №83, Библиотека №27 Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система г. Саратова», Детская поликлиника №8).
3.4. Материально – техническое обеспечение Программы.
Перечень пособий для детей :
Дидактические игры и пособия для индивидуальной работы : Мозаика, пирамидки; дидактические игры: «Собери бусы», «Фигурки», «Посади бабочку на цветок», «Ткани», «Сосчитай пуговицы на ощупь», «Вставь вкладыши в рамки», «Составь предмет», «Волшебные палочки», «Сортировка», Лабиринты, «Застегни пуговицу», «Камушки», «конструктор «Архитектор» тематический, обводка по трафаретам, «Цвет, форма, размер», «Что не подходит?», «Предметы и контуры», стереомат, «Угадай - ка», «Чья тень?», «Чей узор?»; «Угадай фигуру», «Цвет», тренажеры.
Тренажеры: «Предметы», «Дорожки», «Бабочки», «Сетка», «Зонт», «Зеркало», «Дождь», «Полет бабочки», «Листопад», «Дерево», «Лягушка», «Божья коровка», «Стрекозы», «Бабочки», «Султанчики», «Флажки», «Прищепки», «Цветные палочки», объемные геометрические фигуры, разноцветные ленты, «Ладошки»; «сухие бассейны» из шишек, каштанов,
фасоли, гороха, гречки; мелкие игрушки (предметы) для развития тонкой моторики, Аппарат «Аквариум», эспандеры, мячи.
Книжки-раскраски, тетради по коррекции изобразительных навыков, простые и цветные карандаши, краски, гуашь.
Предметно-развивающая среда согласно требованиям ФГОС дошкольного образования трансформируема, доступна и безопасна.
Пособия:
Наглядно-дидактическое пособие «Фрукты», Москва. Мозаика-Синтез, 2013.
Наглядно-дидактическое пособие «Животные», Москва. Мозаика – Синтез, 2013.
Игровой дидактический материал по экологии «Береги живое» (часть1и 2)
Издательство «Весна-Дизайн» Россия г. Киров
Раскраски: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт». Издательство «Страна фантазий», Казань,2000.
«Новые загадки про слова для всех детских праздников» И. Д. Агеева. Творческий Центр. Москва, 2006.
«1000 загадок» популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия Развития, 2006.
Книжки для обучения и развлечения Фонда «Иллюстрированные книжки…» Москва: «Наш дом»,2001; «Я одеваюсь сам»1999; «Сон приходит на порог»,1999; «Про девочку Иришку» 2001, «Как дойти до десяти» 2004; «Погуляем вместе» 2001, М. Покровская; «Зайчики идут в школу» 2001; «Слон» И. А. Куприн,2001; «Тигр вышел погулять» Э. Успенский, 2001; «На даче» А. Плахотник,2004; «Необычный слон» Э. Успенский,2001; «Занимательные задания», 2012; «Азбука карнавал», 2012; «Волшебный карандаш», 2012.
«В шкафчике у мальчика» Ирина Яворовская, «Проф - Пресс», Ростов - на -Дону, 2005; «В шкафчике у девочки», Ирина Яворовская, «Проф - Пресс», Ростов - на Дону, 2005.
Приложение 1.
к Содержательному разделу Программы.
1. Годовые задачи
Приоритетное направление – коррекционная работа с детьми со зрительной патологией. Своевременная профилактическая направленность педагогического процесса.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ГОДОВОГО ПЛАНА
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103»
на 2016-2017 учебный год
Цель: Совершенствовать развивающую образовательную среду, направленную на реализацию основной образовательной программы ДОУ. Обеспечить условия для успешной социализации ребенка посредством комплексного решения современных актуальных проблем в области физического и психологического здоровья воспитанников, познавательного развития, социально-психологического подхода в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.
2. Создавать условия для обогащения социального опыта дошкольников через реализацию игровых проектов.
3. Совершенствовать речевое развитие дошкольников в процессе НОД и через взаимодействие с семьями воспитанников.
4. Формировать у детей познавательную активность и любознательность средствами опытно-экспериментальной деятельности.
2. Комплексно – тематическое планирование.
Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга»
учителя-дефектолога Марининой Ольги Владимировны
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
сентябрь
Детский сад
Осень
(деревья)
Мониторинг
с 19 по 30 сентября
октябрь Образ Я. Мальчики и девочки - какие мы.
Наше тело, наше лицо.
Сад. Фрукты.
Мебель.
Игрушки.
Золотая осень.
ноябрь
Посуда
Огород. Овощи.
Профессии.
Поздняя осень.
декабрь
Транспорт
Домашние животные
Зима
Новый год. Традиции детского сада.
январь
Зима
Зимние забавы
Одежда
Дикие животные
февраль
Правила дорожного движения
Комнатные растения.
День защитника Отечества
Домашние птицы
март
Семья
Весна.
Мамин праздник.
Обувь
Птицы
апрель
Мой город.
Моя страна.
Грибы.
Мониторинг
с 18 по 29 апреля
май
9 Мая – День Победы.
Цветы
Наш участок
Насекомые
Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга»
учителя-дефектолога Марининой О. В.
по разделу: «Формирование навыков использования осязания
в процессе предметно - практической деятельности»
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
9
Строение и возможности рук Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)
Мониторинг
с 19 по 30сентября
10
Я — человек.
Берегите - зрение. Величина.
Осязательные приемы сравнения предметов.
(наложение, приложение).
Величина.
Условная мерка. Разные виды движений.
Работа с трафаретом.
11 Свойства поверхности предметов. Объёмные
геометрические тела. Работа с бумагой. Ориентировка на микроплоскости.
Пальчиковые игры.
12 Работа в тетрадях по коррекции изобразительных навыков.
Трафарет «Транспорт» Обследование животных. Работа с палочками. Работа с иллюстрированной книгой.
1 Мозаика Работа с фольгой. Свойства поверхности предметов.
Ткани. Работа с нитками. Работа в тетрадях. Трафарет «Дикие животные»
2 Дифференцирование предметов по величине, фактуре и температурным ощущениям. Дифференцирование предметов по величине, фактуре и температурным ощущениям. Ориентировка в макроплоскости, окружающих предметах. Работа в тетрадях. Трафарет «Птицы».
3 Работа с палочками. Приемы осязания при знакомстве и общении.
Оденем куклу на улицу. Приемы обследования предметов и их изображений.
4 Сенсорные эталоны формы в окружающих предметах (обстановке). Изучение строения комнатных растений
и грибов. .
Мониторинг
с 18 по 29 апреля
5 Ориентирование в микроплоскости по словесному указанию педагог (участок детского сада).
Классификация предметов в группы по общим отличительным осязательным признакам. Дифференцирование предметов по фактуре и температурным ощущениям.
Гимнастика для рук. Пальчиковые игры
Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга»
учителя-дефектолога Марининой О. В.
по разделу: «Ориентировка в пространстве».
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
9 Путешествие по детскому саду. Путешествие вокруг детского сада.
Мониторинг
с 19 по 30 сентября
10 Образ Я. Мальчики и девочки. Какие мы? Зрительно - осязательное обследование предметов. (Фрукты). Переезд на новую квартиру. Расставим мебель. Пройдем на участок.
11 Наша группа Зрительно-осязательное обследование предметов. (Овощи). Наше тело.
Наше лицо. Определение пространственного расположения предметов с точкой отсчета «от себя». (Игрушки, предметы мебели, и т. д.)
12 Звуки улицы. Транзитивность предметов по величине на ощупь, на глаз. Наша спальная
комната. Новый год.
Традиции детского сада.
1 Наша раздевалка.
Пространственная ориентировка с помощью сохранных анализаторов.
«Зимние забавы» Оденем куклу на прогулку. Направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя»
2 Мы вышли на прогулку. Правила дорожного движения.
Разные поверхности. Ориентировка в пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния. Микроориентировка на поверхности. (Лист бумаги)
3 Развитие простейших представлений о схематичном, условном изображении игрушек и предметов.
К нам пришла весна!
Разные поверхности «Кто так кричит?»
узнавание голосов с помощью слуха.
4 Путешествие по улицам микрорайона Уголок живой природы. Грибы. Мониторинг
с 18 по 29 апреля.
5 Наш участок. Посадим цветы на участке.
«Уберем игрушки» Развитие сохранных анализаторов.
Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга»
учителя-дефектолога Марининой О. В.
по разделу: «Социально-бытовая ориентировка»
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
9 Экскурсия вокруг детского сада.
Наблюдения на улице Экскурсия в ближайший парк.
Мониторинг
с 19 по 30 сентября.
10 Ребенку о нем самом.
Части тела.
Игра с зеркалом. Величина.
Цвет.
Форма.
Предметы групповой комнаты. Правила хранения игрушек, книг, посуды.
Ориентировка на микроплоскости. Работа с трафаретами «Листья», «Осенний лес».
11 Качества, свойства предметов и материалов воспринимаемых осязанием, на слух. Признаки и свойства предметов. (форма, величина, вес, цвет). Работа с трафаретом «Овощи». Наблюдение на улице за движением машин.
Звуки улицы. Знакомство с профессией шофера.
Наблюдения за людьми, их поведением на улице.
12 Наблюдение за движением машин. Правила дорожного движения. Развитие слухового восприятия. Д/и «Кто как кричит?», «Домашние животные».
Предметные представления.
Новогодний утренник.
Традиции детского сада.
1 Одежда. Обувь. «Часть и целое». Качества, свойства предметов и материалов. Одежда. Ткани. Дикие животные. Работа с трафаретом : «Дикие животные».
2 Наблюдения за светофором.
Мы пешеходы. Группировка предметов (форма, цвет, величина);
и по назначению
День защитника Отечества.
(Профессии пап). Для чего бумага?
Книги наши друзья.
Работа с трафаретом «Птицы»
3 Моя семья.
Манеры общения с окружающими. Что мы знаем о ткани? Мой гардероб. Обуем ножки в нужные сапожки.
На голову мы наденем.
Друзья - товарищи.
Урок вежливости.
4 Экскурсия на кухню. «Берегите зрение».
Качества и свойства предметов и материалов.
Мониторинг
с 18 по 19 апреля
5 9 Мая - день Победы. Признаки предметов, их свойства; группировка предметов по их признакам и назначению.
Наш участок.
Цветы.
«К нам пришла весна.» наблюдения за изменениями в природе на участке.
Насекомые.
Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год
в специализированной группе среднего дошкольного возраста «Радуга»
учителя-дефектолога Марининой О. В.
по разделу: «Зрительное восприятие»
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
9 Детский сад. Путешествие по группе. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).
Цвета спектра.
Мониторинг
с 19 по 30 сентября
10 Образ Я. Мальчики и девочки: какие мы. Наше тело. Наше лицо. Сад. Фрукты. Цвета спектра. Работа с трафаретами : «Фрукты», «Ягоды», «Листья».
Д/и «Сбор фруктов» Мебель. Игрушки.
Д/и «Предметы и контуры». Соотношение реального объекта с цветным силуэтным и контурным изображением. Цвета спектра.
Осенний лес.
Работа с трафаретом «Листья».
11 Формирование представлений об окружающих реалиях.
Посуда. Огород. Овощи.
Работа с трафаретом «Овощи».
Д/и «Во саду ли, в огороде». Объемные геометрические тела (шар, куб, конус). Форма. Величина. Цвет.
Зрительное сравнение путем наложения, приложения. (Геометрические фигуры).
12 Движущиеся объекты.
Наблюдение на улице за транспортом, ходьбой, бегом людей, животных. Выполнение движений в разном темпе. Домашние животные.
Работа с трафаретом. Ориентировка в пространстве.
Ориентировка на голос педагога. Качества и свойства снега.
Возведение построек из снега. Соотношение разнородных предметов, осуществление выбора заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, вес, величина).
Оформление группы к Новому году.
1 Свойства и качества предметов (величина, форма, вес, цвет). Свойства и качества предметов. Соотнесение сенсорных качеств с реальным предметом. «Одежда»
«В шкафчике у девочки, в шкафчике у мальчика» .
Д/и «Ткани».
Дикие животные. Работа с трафаретом.
2 Правила дорожного движения.
Ориентировка на улицах города.
Наблюдение за светофором. Природные материалы. Осязательное восприятие признаков предметов по структуре поверхности. «Подбери предмет по картинке».
Назвать, сравнить и выделить основные признаки. Домашние птицы.
Работа с трафаретом.
3 Формирование представлений об окружающих реалиях. Мой дом. Работа с цветными палочками. Активизация, стимуляция зрительных функций, развитие различных способностей зрения. «Обувь».
«Оденем на ножки теплые сапожки». Посмотрим, как мы одеты.
Д/и «Ткани».
Птицы.
Работа с трафаретом.
4 Мой город.
Моя страна.
Здания, знакомство с понятиями: далеко, близко. Комнатные растения.
Работа в уголке живой природы.
Грибы.
Мониторинг
с 18 по 29 апреля.
5 Наш участок.
Развитие пространственной ориентировки с помощью сохранных анализаторов.
Сенсорные свойства и качества предметов в условиях различных видов деятельности.
Мозаика. Расположение и нахождение деталей одежды (воротник, карман). Обозначение их расположения. Насекомые.
Развитие свободной зрительно-двигательной ориентации в пространстве.
3. Здоровьесберегающие технологии.
В данное время во всех дошкольных учреждениях огромное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Первоосновой в выборе оздоровительных технологий является принцип «Не навреди», т. е. все виды педагогических и оздоровительных воздействий в образовательной деятельности выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. Очень важную роль играют технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые используются в непосредственно образовательной деятельности. Цель педагога здесь– построить образовательную деятельность оздоровительной направленности. То есть существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на использование технологий сохранения и стимулирования здоровья, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
Технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности:
1. ОО «Физическая культура»
2. Подвижные игры
3. Утренняя гимнастика
4. Динамические паузы
5. Бодрящая гимнастика
6. Физические упражнения на прогулке
7. Физкультурные досуги
8. Спортивные праздники
9. Упражнения для укрепления кистей рук
10. Гимнастика для глаз
11. Пальчиковая гимнастика
12. Дыхательная гимнастика
13. Релаксация
14. Физкультминутки
15. Самомассаж рук
16. Психогимнастика
17. Прогулки
18. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки
19. Музыкотерапия
20. Сказкотерапия
21. Цветотерапия
22. Точечный массаж
23. Корригирующая гимнастика
24. Кинезиологические упражнения
25. Стретчинг
1. Подвижные игры - это одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная особенность подвижной игры -комплексность воздействия на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственно-эстетическое и трудовое воспитание. Оздоровительное значение обуславливается активными двигательными действиями детей.
2. Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья - проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно - профилактическую.
3. Релаксация - это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современной образовательной деятельности, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
4. Пальчиковая гимнастика выполняет следующие функции.
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.
5. Дыхательная гимнастика. Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.
В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс и способствующие насыщению кислородом каждой клеточки детского организма, стимулирующие работу сердца, головного мозга и нервной системы, развивающие еще несовершенную дыхательную систему детей, укрепляют защитные силы организма. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.
6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у детей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой материал усваивается более эффективно.
Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. При выполнении гимнастики для глаз прежде всего необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.