Ольга Маринина
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Программа предполагает построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте); пониманию того, что людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальны особенностям ребенка, так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства). Программа предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; включение детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются скрытые свойства изучаемого объекта, стимулировать использование исследовательских действий. Поощрять проявление активности и творчества.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения (продолжение)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
• самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
• развивающие и логические игры;
• музыкальные игры и импровизации;
• словесные игры;
• самостоятельная деятельность в книжном уголке;
• самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
• самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности педагогу важно соблюдать ряд общих требований:
• развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
• тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
• своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
• дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
• поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Педагог специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю : «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно обращается к педагогу с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до волнующей его истины, и от педагога требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные занятия в организованных в группе центрах активности. Это - центры игры, театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности педагог создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы. По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети испытывают большое удовлетворение, когда им удается выполнить без помощи взрослого действия, которые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие победы педагог всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, педагог специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Мы - помощники в группе» и др. Педагог пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение взрослых к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность. Постепенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому педагогу необходимо развивать целенаправленность действий, помогать детям устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, учить находить и исправлять ошибки. Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, модели, наглядно, по шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности педагог создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одним из важнейших направлений деятельности учителя-дефектолога является сотрудничество с семьей. Оно включает в себя многие направления: консультативное (групповые и индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями).
-просветительское (ознакомление с тифлопедагогическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения, беседы с медиками и специалистами, интернет – ресурсы.
-выступления на родительских собраниях, беседы, презентации, стенды, выставки литературы, дидактических пособий, детских работ; мастер-классы, проектная деятельность; участие родителей в конференциях (в том числе и онлайн конференциях).
-обратная связь: задания на дом (игры, упражнения на закрепление полученных знаний, презентации родителей. Привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Взаимодействие дошкольно - образовательной организации с семьёй рассматривается с позиций фасилитации, направленной на облегчение, снятие барьеров на пути развития родителей как субъектов воспитания, осознанного родительства. Новая философия в работе с семьей определяет акценты активного участия родителей в жизни ребенка в детском саду. Единство требований, преемственность и непрерывность в воспитании в детском саду и семье будет являться результатом и показателем эффективности совместной работы.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Форма взаимодействия с семьями воспитанников Цели и задачи
Педагогический мониторинг
( методы первичной диагностики: анкетирование родителей, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени).
Изучение своеобразия, особенностей семейного воспитания, педагогические проблемы семей.
Методика «Родительское сочинение». Написание сочинения на тему: «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».
Определение проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
Педагогическая поддержка
(«Первое знакомство», «Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем» (краткосрочное пребывание родителей в группе вместе с ребенком, «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе»). Организация условий для благополучной адаптации ребенка в детском саду.
Понимание родителями своих возможностей.
Праздник «Здравствуй, детский сад!» Цель - эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения.
Беседы с воспитателями, психологом, учителем-дефектологом, материалы информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов дошкольного учреждения, посещение программ психолого-педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка?», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». Знакомство с возможными средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности.
Включение родителей в активное сотрудничество с педагогами группы.
Педагогическое образование родителей (Примерные темы, исходя из результатов мониторинга: «Развиваем детскую самостоятельность», «Как научить ребенка играть», «Как организовать семейный досуг»). Организация таких форм работы : встречи, дискуссии, круглые столы, вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры
Ориентация на развитие активной, компетентной позиции родителя и их потребностей.
Совместная деятельность педагогов и родителей. ( Циклы игровых встреч с мамами: «Вот она какая, мамочка родная» (мамы совместно с детьми играют, рисуют, читают, рассказывают, поют, угощаются сладостями собственного изготовления, «Сильные, ловкие, смелые» (дети вместе с родителями играют в подвижные игры, «Мы рисуем Новый год» (дети вместе с близкими рисуют). Совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов, смотры-конкурсы.
Включение родителей в совместную деятельность с их детьми, желание познать свои возможности, получение удовольствия от общения со своим ребенком.
3. Организационный раздел
3.1. Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей.
Режимное обеспечение коррекционно-развивающей и образовательной деятельности.
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103» составлен с учетом:
• 12-часового пребывания ребенка в детском саду в режиме пятидневной рабочей недели;
• действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН,
• федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• рекомендаций примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,
• сезонных особенностей (в детском саду имеется два сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому);
• возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности (допускается изменение в каникулярное время с отклонениями в пользу самостоятельной деятельности детей и прогулки).
Основные принципы построения режима дня:
• Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
• Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
• Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
• Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
• Формирование культурно-гигиенических навыков.
• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Важное значение имеет место в коррекционно-развивающей и образовательной деятельности режимное обеспечение. Основу этого составляет система двигательной активности и организованной образовательной деятельности. Для этого необходимо четко продумывать вариативность занятий и активного отдыха, игр детей. Это также является необходимым условием и профилактикой преодоления гиподинамии и других отклонений в развитии детей с нарушением зрения, имеющих особые трудности зрительно-двигательной ориентировки. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: дефектолога, воспитателя, специалистов и родителей.
3.2. Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий.
Знакомить детей с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка к праздникам, мероприятиям. Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций. Партнерство семьи и детского сада должно стать основным принципом в развитии традиций и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Важным является осуществление совместной проектной деятельности (привлечение родителей к сбору материала, оформлению стендов).
В нашей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:
Традиционные праздники
Сроки проведения Мероприятие
Сентябрь День знаний
День города
День воспитателя месячник «Моя безопасность».
Октябрь «Праздник Осени»
Ноябрь День народного единства
День матери
Декабрь «Новый год»
Февраль День защитника Отечества» (тематическое)
«Масленица»
Март Международный женский день.
Апрель День авиации и космонавтики
Пасха
День пожарной охраны
Май День Победы
Июнь День защиты детей
Июль День семьи
Традиции группы
1 раз в год Открытая непосредственная образовательная деятельность для родителей
Систематически Творческие домашние задания (физминутки, гимнастики для глаз, лабиринты, работа в книжках раскрасках, в тетрадях по коррекции изобразительных навыков, изготовление нестандартных дидактических игр для развития мелкой моторики).
На основе выше перечисленных традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности, план летней оздоровительной работы.