Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год

Ольга Маринина
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога для детей 4-5 лет с нарушением зрения

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Приказом МО и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, основной образовательной Программой МДОУ, авторской программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. «Мозаика - Синтез», 2015 г. ; с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной «Коррекционная работа в детском саду» Издательство «Экзамен», Москва, 2003г., и парциальных программ : «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой; «Я – Ты – Мы» под редакцией О. Л. Князевой; Региональной «Основы здорового образа жизни» под редакцией Смирновой.

Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год» размещена в разделах

Данная Программа разработана для детей с нарушением зрения специализированной группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые-тифлологи. Это работы : Р. М. Боскис (1975, Т. А. Власовой(1972, Л. С. Волковой(1983, Л. П. Григорьевой (1985, В. З. Денискиной(2001, В. П. Ермакова(1986, А. Г. Литвака(1973, Л. И. Плаксиной(1995, Л. И. Солнцевой(1980, Б. К. Тупоногова (1996, В. А. Феоктистовой(1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей Программы содержащей оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Актуальность разработки данной Программы.

В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Кроме этого, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательной деятельности на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.

Разработанные с этой целью ФГОС поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования (см. Приказ Минобрнауки России «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 30 января 2013 г., Решение Совета министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам от 28 августа 2013 года об утверждении ФГОС дошкольного образования, Приказ Минюста от 15.11.2013 г. «Об утверждении ФГОС ДО»).

Данные ориентиры и требования ФГОС Д О позволяют рассматривать процесс дошкольного образования не только как средство развития и воспитания ребенка, но также как условие повышения общего функционального ресурса родителей, многие их которых не отличаются достаточным уровнем знаний в области воспитания и развития ребенка.

1.1.1. Цели и задачи:

Повышение социального статуса дошкольного образования

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных Программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Указанные цели реализуется путем решения следующих задач:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

• создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа строится на основании следующих принципов:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество ДОУ с семьей;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условиям, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основные принципы построения и реализации рабочей образовательной Программы :

1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

3. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

4. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

5. основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

6. Предусматривать решение Программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

7. Предполагать построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

8. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

9. предусматривать решение Программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагать построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.2. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» :

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Устав МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова от 24 декабря 2011г. (принят на общем собрании трудового коллектива протокол от 13 декабря 2011г. № 3).

Положение о рабочей Программе педагога МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 103» Заводского района г. Саратова

1.3. Характеристика особенностей развития детей :

Характерные особенности детей 4 – 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.

Усложняется конструирование: постройки могут включать 5 - 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становиться предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализации.

Особенности психофизического развития дошкольников

с нарушением зрения.

Развитие зрительного восприятия является специфическим разделом педагогической работы в детском саду для детей с амблиопией и косоглазием. Это обусловлено особенностями психического развития детей с нарушениями зрения, а именно возникновением вторичных отклонений.

У преобладающего большинства дошкольников, посещающих ДОУ основным диагнозом является - амблиопия и косоглазие.

Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации. В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии приводящее к расстройствам бинокулярного зрения.

Амблиопия от греческого amblys- тупой, opsis – зрение : снижение остроты зрения, причину которого не удаётся установить путём объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее.

Косоглазие нередко сочетается с аномалией рефракции глаза. Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения, заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических заболеваний, близорукость или дальнозоркость. Чаще всего данное нарушение является врожденным. Раннее выявление патологии, своевременное начало офтальмологической помощи и коррекционно-педагогической работы ослабляет степень выраженности, а порой и предупреждает развитие вторичных отклонений.

Первым и определяющим все дальнейшее развитие вторичным отклонением у детей с нарушениями зрения является нарушение зрительного восприятия. Зрительное восприятие процесс не врожденный. Новорожденный ребенок не видит. Его реакция на свет носит безусловно рефлекторный, оборонительный характер. Первая сигнальная система формируется в первый год жизни. Исследования Павлова И. П. и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущения и восприятия. Следовательно, новорожденный не видит, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры. Для этого необходимо, чтобы в затылочной части коры головного мозга выработались дифференцировочные условные связи, а затем динамические стереотипы. У ребенка лишь постепенно формируется глазомер, содружественные движения глаз, увеличивается острота зрения. Сеченов И. М. сформулировал эту мысль, сказав, что в каждом восприятии содержится узнавание. Это положение является одним из основополагающих в коррекционной педагогике. Наряду с активным формированием деятельности коры головного мозга в первый год жизни развивается и орган зрения. Самый быстрый и активный рост происходит в первый год жизни. Глазное яблоко увеличивается в размерах и к 5 годам жизни почти не отличается от размеров взрослого. Полное формирование глазного яблока осуществляется к 12 - 15 годам. Орган зрения имеет сложную многослойную структуру. В данной работе мы не будем рассматривать строение глаза, возможные отклонения в развитии органа, причины аномалий и прогнозы при разных диагнозах. Отметим только, что любой дефект органа зрения в раннем возрасте может повлиять на дальнейшее психофизическое развитие ребенка.

Публикации по теме:

Коррекционное занятие учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с нарушением зрения «Здоровье наших глаз» Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42 г. Ленинск-Кузнецкий. Коррекционное занятие «Здоровье наших глаз». Цель: формирование.

План учителя-логопеда на 2016–2017 учебный год Нормативно-правовая база 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Конституция РФ 3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» 4. Типовое.

План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ на 2016–2017 учебный год План взаимодействия учителя-логопеда Корж Т. В. с педагогами МДБОУ «ЦРР - детский сад №6» на 2016-2017 учебный год. № мероприятия сроки.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016-2017 уч. года для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата») Руководитель кружка Рыбакова Ирина.

Рабочая программа на подготовительную к школе логопедическую группу (6–7 лет) на 2016–2017 учебный год 1. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической группе подготовительного.

Рабочая программа «Радуга» для детей от 5 до 6 лет на 2016–2017 учебный год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Радуга» (от 5 – до 6 лет) НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Воспитатель: Масленникова Анастасия Николаевна (срок реализации.

Рабочая программа подготовительной к школе группы на 2016–2017 учебный год Пояснительная записка. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной российской системы образования - его непрерывность,.

Рабочая программа Студии «Мастерилка» (бумагопластика) младшей группы №1 на 2016–2017 учебный год Рабочая программа Студии «Мастерилка» (бумагопластика) младшей группы №1 на 2016 -2017 учебный год Содержание 1. Целевой раздел программы:.

Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Пояснительная записка Программа по курсу «Математика и конструирование».

Рабочая программа воспитателя для подготовительной группы на 2016–2017 учебный год Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год
Опубликовано: 1 февраля 2017 в 13:15
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4–5 лет с нарушением зрения 2016–2017 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Маринина (УИ 300070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД