Галина Кивгазова
Использование игрового набора «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников в организованной образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольной педагогике наблюдается повышенное внимание к развитию технического творчества детей. Современные дети живут в период технического прогресса и окружены большим количеством компьютеризированной техники. Для них доступны различные гаджеты, интерактивные игрушки, и разнообразные развивающие конструкторы, которые в полной мере активизируют и развивают творческий потенциал ребенка.
Конструктивное творчество - это процесс деятельности, в результате которого ребенок экспериментирует с объектами и в итоге создаются новые модели. В развитии технического творчества дошкольника основную роль играет овладение детьми различными способами конструирования.
Наряду с разнообразными современными развивающими играми - эффективным средством, раскрывающим интеллектуальный, творческий и технический потенциал ребенка дошкольника являются игры - головоломки.
Проанализировав литературу по данному вопросу и свой опыт работы, группа педагогов нашего детского сада пришли к выводу, что в наше время дошкольники все чаще неусидчивы, непоследовательны в достижении своих целей, а находясь дома, дети большую часть времени проводят за современными «гаджетами», вследствие чего не имеют возможности творить, развивать воображение. Исходя из этого, определили, что необходимо создать условия для развития у детей интереса к техническому творчеству. В решении этой актуальной проблемы поможет использование игрового набора «Мир головоломок» в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Цель: способствовать развитию технического творчества и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством организованной образовательной деятельности и свободного применения освоенных способов в различных ситуациях самостоятельной деятельности.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
• Расширять опыт действий с использованием разнообразных видов игр-головоломок.
• Формировать устойчивый интерес к играм –головоломкам.
• Создать условия в группе для активной созидательной деятельности детей, желания придумывать, изобретать, проявлять свои личные качества с использованием игр-головоломок.
• Поддерживать инициативу, активность, самостоятельность каждого ребёнка как творческой личности с учётом индивидуальных особенностей.
• Воспитывать волевые качества личности – терпение, самоконтроль, адекватную самооценку.
• Содействовать развитию пространственного и логического мышления, сенсомоторных навыков, потребности в творческой деятельности и в стремлении доставить радость окружающим людям.
• Способствовать реализации содержания образовательной деятельности детей с использованием игр-головоломок.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах игр-головоломок через организацию активных форм взаимодействия.
Реализация идеи с использованием игр-головоломок осуществляется в трёх направлениях и состоит из нескольких частей:
- составление перспективного плана работы с учётом технического уровня развития детей, проведение организованной образовательной деятельности.
- реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.
- предполагает активное обучение педагогов технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.
Путем мониторинга было выявлено, что дети самостоятельно выполняют постройку, используя образец, схему, правильно выбирают детали головоломки. Воспитанникам не требуется помощь при определении их в пространственном расположении. Большинство детей способны самостоятельно разработать замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения, а также проявляют готовность к диалогу и сотрудничеству при работе в паре. Отмечается старание при изготовлении моделей, настойчивость в решении конструктивных задач, стремление к новым формам деятельности.
Положительная динамика развития способностей к творчеству в конструктивной деятельности позволила сделать вывод: конструктивная деятельность посредством игр-головоломок – эффективное средство активизации творческого мышления дошкольников.
Данная деятельность способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, творческого мышления и пространственного воображения, критичности, формированию интереса к изобретательству; речевому развитию (активизации активного словаря, выстраиванию монологической и диалогической речи); воспитанию толерантности друг к другу и волевых качеств (трудолюбия, ответственности, целеустремленности, терпения); росту самооценки, гордости за свой труд.