Оксана Муль
Рабочая программа «Становление основ гражданско-патриотического поведения детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Степашка»
Рабочая программа
«Становление основ гражданско- патриотического поведения детей старшего дошкольного возраста на материале истории родного села»
Выполнила:,
воспитатель МБДОУ
детский сад «Степашка»
Муль О. В.
Новороманово 2014г.
Содержание программы.
- Пояснительная записка
-Цели, задачи
-Организиционные формы работы с детьми
Публикация «Рабочая программа „Становление основ гражданско-патриотического поведения детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
-Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
-Предполагаемый результат
-Календарно- тематический план
-Методическое сопровождение
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Содержание программы гражданско – патриотического поведения детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включённым в контекст патриотического, нравственного, правового воспитания. Программа разработана в соответствии с документами: Законом Российской Федерации «Об образовании» 29.12.2012г., основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад «Степашка», СанПиН 2.4.1.2660-10, концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.
Именно та земля, на которой родился и живёт первые годы человек, культура, в которой возрастает и берёт живительные силы, эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию.
Проанализировав рекомендуемый объём навыков детей по гражданско – патриотическому воспитанию данной программы, встала задача как, не перегружая детей, сделать гражданско – патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы, поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению с особенностями родного села.
Наш детский сад находится в селе Новороманово, рядом открыт «Мемориал в память односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне», библиотека, музей, поэтому работа по внедрению программы делает познавательный процесс увлекательным, интересным, мотивационным.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с прошлым и настоящим родного села, устанавливают связи между поколениями, совершают путешествие по родному селу, знакомятся с архитектурой села, культурными памятниками, традициями села, детского сада, представляют семейные традиции.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, которая опирается на культутную традицию и инновационную направленность.
Цель:Создавать условия для гражданско- патриотического воспитания дошкольника с использованием регионального компонента.
Задачи:
1. Способствовать становлению понятия «малая родина- мой дом».
2. Вызвать интерес к познанию истории родного села «Новороманово»; уточнить имеющиеся знания детей о жизни в селе и городе, их особенностях и различиях.
3. Создание условий для реализации продуктивной деятельности детей (изготовление подарков, оформление уголков, создание альбомов и т. д.).
4. Привлечение родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженникам села.
5. Создание условий для становления основ национального самосознания.
Организационные формы работы с детьми.
1. Наблюдение.
2. Целевые прогулки и экскурсии.
3. Посещение музея.
4. Просмотр слайдов.
5. Проблемные ситуации.
6. Организация выставок и конкурсов.
7. Чтение художественной литературы.
8. Продуктивная деятельность.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижения детьми целей и задач программы.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка, выявляется степень любознательности, активности, эмоциональности, способности управлять своим поведением, овладение предпосылками самореализации деятельности, имеющиеся первичные представления о селе, семье, себе, овладение необходимыми навыками и умениями путём наблюдений за ребёнком, бесед, экспертных оценок.
Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижения детей, сбалансирование методов, не приводит к переутомлению воспитанников.
Предполагаемый результат.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному дому, селу, но если в ходе реализации программы дети будут пробуждать интерес к истории села, символике, достопримечательностям, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять чувства сопричастности к семье, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что программа работает продуктивно.
Встреча с культурным наследием родного села, поможет раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей. Развивающая среда, созданная в группе, поможет осуществить задачи программы.
Если ребёнок после реализации программы будет любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным, способный самостоятельно действовать в повседневной жизни, предлагать собственный замысел и воплощать его в жизнь, управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, принимать живое участие в жизни группы, то можно считать, что цели и задачи программы выполнены.
Методическое сопровождение.
1. Программа «Детство» - Санкт-Петербург-2003г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников-2004г.
3. Глебова С. В. Детский сад- семья -2005г.
4. Затеева Е. В. Наш друг паровозик приглашает- 2013г.
5. Затеева Е. В. Барнаульцем я расту- 2014г.
6. Маркова Т. А., Нечаева В. Г. - Нравственное воспитание в детском саду -1984г.
7. Микилёва Н. В. – Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй -2006г.
Календарно-тематическое планирование
Сроки реализации Тема
месяца Содержание деятельности. Мероприятия
с детьми и родителями.
Сентябрь
«Давайте знакомиться»
Цель: Приобретение первичных представлений детей о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
1. «Моя семья».
2. «Давайте знакомиться».
3. Консультация для родителей «Становление основ гражданско – патриотического поведения детей старшего дошкольного возраста».
4. Праздник «Золотая осень».
Октябрь «Моя семья живет в селе Новороманово».
Цель: Помочь родителям показать детям такие формы общения между членами семьи, которые позволяют удовлетворить потребность всех членов семьи в эмоциональном насыщении и разнообразии переживаний.
1. Познавательная беседа с детьми «Как возникло наше село и его название».
2. Экскурсия в музей школы «Новороманово».
3. Фотовыставка «Здания родного села».
4. Изготовление семейной газеты «Традиции нашей семьи».
Ноябрь «Очень я люблю бабушку свою».
Цель: Вовлечении жизненного опыта бабушек и дедушек, ветеранов детского сада в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – семья».
1. Праздник «День пожилого человека».
2. «А бабушка может все…» (изготовление игрушек совместно с бабушками своими руками).
3. Консультация для родителей «Приобщение детей к традициям родного села».
4. Экскурсия в музей детского сада «Русская изба».
Декабрь
«Мой любимый детский сад «Степашка»».
Цель: Предложить знакомство с сотрудниками детского сада, совершенствовать умения свободно ориентироваться в помещении детского сада, видеть его красоту, пробуждать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.
1. «Мой любимый детский сад».
2. Экскурсия в музыкальный зал и беседа с музыкальным руководителем.
3. Наблюдение за трудом технического персонала детского сада.
4. Разучивание гимна детского сада.
Январь
«Люблю село своё родное».
Цель: Способствовать расширению представлений о родном селе и его достопримечательностях, поддерживать познавательный интерес к истории села, способствовать проявлению бережного отношения к своему селу. 1. Цикл экскурсий по селу «Все работы хороши выбирай на вкус».
2. Создание макета из бумаги и коробков «Главная улица нашего села».
3. Встреча с интересными людьми: поэтом Л. В. Казанжи.
4. КВН «Знатоки своего села» (совместно с родителями).
Февраль
«Защитники Отечества».
Цель: Способствовать проявлению чувства гордости за свою армию, за своего папу, дедушку, вызвать желание быть похожими на храбрых воинов.
1. Встреча с ветеранами войны, которые проживают в селе Новороманово.
2. «Героическое прошлое нашего села в памятниках и памятных местах».
3. Изготовление подарка своими руками к «Дню защитника Отечества».
4. Родительское собрание на тему: «Отцы и дети».
Март
«Мама, Мамочка, родная, любимая…».
Цель: Пробуждать уважительное отношение и любовь к близким людям. 1. Изготовление подарка к 8 Марта своими руками.
2. Праздник посвященный Международному женскому дню.
3. Фотовыставка «Моя мама лучше всех».
4. Благотворительный марафон «Подари женщине цветы».
Апрель Наша малая Родина-село Новороманово.
Цель: Способствовать проявлению бережного отношения к историческому и культурному наследию родного села. 1. Презентация проекта «Мое любимое село».
2. Целевая прогулка на Железнодорожную станцию «Калманка».Сюжетно – ролевая игра «Поездка в город».
3. Конкурс семейных газет «Любимые места родного села».
4. Участие в праздничном действии «День села».
Май День Победы в с. Новороманово.
Цель: Расширить представление детей об основных событиях Великой Отечественной Войны и пробуждать чувство уважения к ее участникам.
1. Беседа: «Воевали наши деды…».
2. Презентация: «Ветераны села Новороманово»
3. Посещение мемориала славы, праздник «День Победы».
4. Выставка рисунков к «Дню Победы»