Ирина Кунгурова
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Рябинка»
___
658204, г. Рубцовск, ул. Киевская, 3, Комсомольская, 65
тел. : (38557) 2-18-88, 2-15-26
Е-mail : ryabinka.detskiysad19@mail.ru
Рабочая программа
по гражданско – патриотическому воспитанию
.
подготовительной группы
на 2015-2016 учебный год
Воспитатель группы № 16 :
Кунгурова И. В
Публикация «Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Пояснительная записка
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Актуальность.
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Создание в группе уголка народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для воспитанника открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в уголке расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Цель программы : формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.
Задачи:
• создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
• познакомить воспитанников с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;
• знакомство с разными видами устного фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
• познакомить детей с народными обычаями, обрядами, традициями, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество;
• расширять знания детей о России, крае, городе, развивать чувство гордости за свою родину, народ.
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
• воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет.
К семи годам у воспитанника ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя»,
«хочу» и «должен». Проявляет настойчивость терпение умение преодолевать трудности.
Воспитанники 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. (например ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но и они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. У детей проявляется интерес к печатному слову, они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение.
Сроки реализации программы : 1 год
Планируемый результат:
1. Иметь представления о народной культуре и традициях (народной игрушке, народных праздниках, жилище человека, предметах быта)
2. Знать народный фольклор
3. Иметь представление о Родной стране
4. Иметь представление о России
5. Знать символику России
3. Учебный план:
Сентябрь – 2
Октябрь –3
Ноябрь -3
Декабрь –3
Январь –2
Февраль-3
Март – 2
Апрель –3
Май -3
4. Педагогический мониторинг
Фамилия, имя ребенка Родная страна
Символика
История народной культуры и традиций
Название страны Название города Достопримечательности города Название улиц, площадей Флаг России Герб России Герб родного города Гимн России Достопримечательности страны Народная игрушка Народные праздники Жилище человека, предметы быта Народный фольклор
5. Календарно – тематический план
НОД, праздники Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность
СЕНТЯБРЬ
«Знакомство с русской горницей».
Цель: познакомить детей с русской горницей, его обитателями, «окунуть» детей в атмосферу русского быта, воспитывать уважение ко всему русскому.
«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»
Цель: познакомить детей с предметами народного быта, развивать интерес к творческому труду.
Дидактическая игра «Предметы народного быта».
Цель: познакомить детей с предметами русского быта, познакомить с новыми словами.
Рассматривание прялки, процесса прядения пряжи
(видеозапись, иллюстрации)
Словесная игра «Устное народное творчество»
Цель: пополнить багаж знаний детей о народном творчестве.
Чтение сказки «Спящая красавица»
Лото «Быт русских людей». Цель: формировать представления у детей о быте русских людей.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Деревенская изба», «Предметы быта».
Аппликация «Вязаные вещи» Цель: учить украшать узором кофточек, рукавичек, шарфов.
ОКТЯБРЬ
«Семья вместе – душа на месте»
Цель: обобщить представление детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека.
«Поэзия русского костюма»
Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом, его историей, особенностями.
«Народная игрушка –тряпичная кукла».
Цели: познакомить с историей создания тряпичных кукол, с процессом изготовления куклы, их ролью в жизни человека; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.
Беседа «7-Я» Цель: формировать представление о мире семьи, способствовать развитию доброжелательности, взаимопомощи в семейной жизни.
Чтение сказки «Отец и сыновья» Л. Толстого,
Рассказывание русских народных сказок
«Хаврошечка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»стихотворения Я. Акимова «Моя родня».
Дидактическая игра. «Русский народный костюм» Цель: учить составлять из частей народный костюм.
Изготовление куклы –пеленашки.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Рисование «Моя семья»
Аппликация «Подарок для родных» (дети выбирают бумажные силуэты платка, сарафана, сапог и украшают их узорами)
Рисование «Русская народная одежда»
Цель: закрепить умение рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные особенности
Самостоятельное изготовление куклу – пеленашки.
НОЯБРЬ
«Сказочная Гжель».
Цель: познакомить детей с русским народным промыслом «гжельская роспись», помогать детям понимать прекрасное, воспитывать эстетический вкус.
«С невелика начиналась матушка - Москва».
Цель: расширить представления детей об истории создания Москвы и Московского Кремля, воспитывать уважение к своей истории.
Фольклорный праздник «Осенинывстречаем именины отмечаем»
(посвященный сбору урожая).
Конкурс рисунков «Гжельские узоры»
Игра – путешествие «Москва – столица России»
Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России, воспитывать патриотические, гражданские чувства.
Рисование на тему «Спасская башня Кремля»
Дидактическая игра. «Укрась узором игрушку»
Цель: закрепить знания детей о холодных цветах, систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах.
Рассматривание альбомов «Москва», «Кремль», «История Москвы»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Рассматривание иллюстраций (Красная площадь, Кремль и т. д.) Конструирование Московского Кремля.
ДЕКАБРЬ
«Золотая Хохлома»
Цель: познакомить детей с русским народным промыслом «хохломская роспись», формировать чувство красоты, воспитывать эстетический вкус.
«Я и моя родина - Россия»
Цель: расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему, будущему России, познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.
«Новый год у ворот»
Цель: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Рассматривание изделий Хохломы.
Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине,
Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.
Рисование на тему: «Моя Родина».
Беседа: «Что такое Новый
год?»
Творческий проект «Сочини сказку «Новогодние приключения».
Рассматривание альбома «Новый год в других странах»
Чтение русских народных сказок «Морозко», «Василиса Премудрая» Рисование «Где живёт перо Жар-птицы?»
Выставка рисунков «Моя Родина»
Изготовление альбома «Мы все разные, мы все равны» (картинки с изображением людей разной национальности).
Изготовление новогодних игрушек и гирлянд для украшения группы.
Рисование «Новый год»
Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку.
ЯНВАРЬ
Развлечение «К нам приходит праздник в дом, что зовется Рождеством!»
Цель: познакомить детей с православным праздником Руси – Рождеством Христовым, с его традициями, историей, воспитывать у детей любовь и уважение к истории своей страны.
«Посиделки перед Рождеством»
Цель: познакомить детей с традицией празднования на Руси Рождества Христова, подготовка к рождественскому утреннику, продолжать формировать представления о традициях празднования на Руси Рождества Христова, закреплять способы изготовления кукол - закруток, воспитывать милосердие, сострадание.
«Государственные символы России – флаг, герб, гимн».
Задачи: закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге, гербе, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране. Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Беседа «Пришла Коляда на кануне Рождества»
Рассматривание иллюстраций о зиме.
Рассматривание ёлочки, еловых веток и шишек, рождественских открыток.
Пение колядок.
Разучивание русских народных песен «Зимушка –сударушка».
Дидактическая игра «Узнай герб нашей страны»
Цель: закрепить знания детей о государственном гербе; научить узнавать герб среди других стран.
Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
Дидактическая игра «Собери символ России». Цель: самостоятельно собирать герб России, и выкладывать российский флаг,соблюдая очередность цветов (белый, синий, красный)
Разукрашивание Российского флага.
ФЕВРАЛЬ
Игра – путешествие «Город, в котором я живу»
Цель: познакомить с историей родного города и его достопримечательностями, воспитывать чувство уважения к малой родине.
«Солдатушки – бравы ребятущки»
Цель: рассказать детям о том, что армия – защитница страны, воспитывать уважение к мужеству войнов- защитников Родины.
Праздник «Вместе с папой». Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа, воспитывать любовь и уважение к защитникамРодины.
Беседы «Моя малая родина – Рубцовск!», «Где я живу»,
«Знаешь ли свой город?»
Чтение стихотворения В. Степанова «Наша Армия», А. Жаров «Пограничник»
Беседы «Мой папа - военный», «Что должны уметь солдаты», «Наша Армия родная»
Чтение пословиц о защитниках
Изготовление подарков для пап и дедушек
Рассматривание альбомов с иллюстрациями разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
Рисование «Растения и животные нашего города».
Изготовление альбома «Правила поведения в лесу».
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с видами города
Рассматривание карты города
Рисование на тему «Любимые места в родном городе».
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Моряки», «Разведчики»
Рассматривание альбомов «Наша Армия», «Военная техника»
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Семья»
МАРТ
«Как гармошка заиграла – я не удержалась»
Цель: познакомить с народными музыкальными инструментами (гармошкой, балалайкой, ложками) народным фольклором.
Развлечение. «Ой, ты, Масленица»
Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Рассказ воспитателя о почетных людях нашего города (спортсмены, врачи)
Цель: воспитывать чувство уважения и гордости за их достижения. Разучивание потешек, считалок, песенок.
Рассматривание репродукций картин русских художников с изображением русских музыкальных инструментов.
Слушание и пение обрядовых песен.
Беседы о масленичной неделе.
Дидактическая игра. «Русский народный костюм»
Цель: приобщать детей к прошлому национальной культуры, закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды, развивать общие познавательные способности
Викторина «Что ты знаешь о своем родном городе?».
Изготовление альбома «Город, в котором живу» с рисунками детей.
Рассматривание иллюстраций, книг альбомов «Русские праздники», «Русский костюм»
Настольно – печатная игра «Времена года», «12 месяцев»
Рисование «Моя улица».
Изготовление макета по правилам дорожного движения.
АПРЕЛЬ
Беседа «У хозяюшки в гостях»
Цель: закреплять знания детей об истории русского народа, знакомить с обычаями, бытом.
«Что такое заповедник?»
Цель: познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.
«Жавороночки прилетите к нам!»
Цель: познакомить детей с календарным праздником, продолжать знакомить с русскими закличками, хороводами, играми, расширить знания о природе и птицах родного края.
Словесная игра «Кто больше назовёт предметов русского быта»
Цель: закреплять знания детей о предметах русского быта, расширять кругозор, активизировать речь.
Беседы о заповедниках России.
Рассматривание иллюстраций редких животных.
Оформление альбома «Собери Красную книгу»
Рассматривание иллюстраций с изображением жаворонков из теста
Конструирование из бумаги «Птички»
Лепка из песочного теста жаворонков.
Сюжетно-ролевая игра. «Русская хозяюшка»
Пение песенок.
Сюжетно –ролевая игра «Экскурсия в заповедник» Цель: самостоятельно организоваться в игру, вовлечь других детей, развивать сюжет на основе полученных знаний.
Рассматривание плаката «Природные зоны», «Смешанный лес» и
иллюстраций животных и растений Красной книги.
Лепка «Птицы родного края»
Рисование «Прилетели жаворонки!»
МАЙ
Русские народные промыслы»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Игра – путешествие «Мой край - Алтай»
Познакомить с историей родного края и его достопримечательностями, со столицей –Барнаулом; воспитывать чувство уважения к малой родине.
Беседа «Праздник Победы»
Формировать представления детей о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
Беседы «Я живу на Алтае», «Природа Алтая»
Изготовление альбома «Алтайский край» (фотографии).
Рисование на тему «Край родной»
Экскурсия к Вечному Огню.
Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
Рисование «День Победы»
Чтение Л. Кассиль «Твои защитники», Б. Алмазов «Матросская лента» Слушание военных песен.
Приготовить вылепленные фигурки игрушек из глины. Цель: самостоятельно расписать игрушку. Настольно – печатные игры «Ремесла», «Народные промыслы». Цель: самостоятельно собирать изделия народных мастеров, не путая тот или иной промысел. (Гжель, Хохлома, Дымковские игрушки и пр)
Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с видами края, Барнаула
Рассматривание карты края
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»
Дидактическая игра «Что в тайге мы нашли», «Кто где живет», «Кто лишний».
Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края».
Рассматривание альбомов «9 мая», «Родина Мать зовёт», «О войне»
Сюжетно-ролевая игра «Моряки», «Пограничники», «Летчики»
Н/и «Государственные праздники России»
6. Методическое обеспечение:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.
2. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов, - СПб. :
«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
3. И. А. Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012.
5. Г. М. Блинова. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. В. Н. Косарева Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ - Волгоград. Учитель, 2012.