Елена Григорьева
Рабочая программа по технике «Изонити» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 364 города Челябинска
454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова, 11а, тел. : 741-27-55, mdou364@gmail.com
Утверждаю
Заведующий МАДОУ ЦРР ДС № 364
___ А. В. Бондарь
Приказ № _107-р_ от 10.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНИКЕ ИЗОНИТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
(6 – 7лет)
Челябинск 2016г.
Оглавление
Публикация «Рабочая программа по технике „Изонити“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1. Пояснительная записка
- обоснование курса
- цель (цели) работы курса
- основные задачи
- категории слушателей, для которых предназначена программа
2. Содержание курса
- задачи курса
- содержание разделов программы
- основные формы и приёмы работы с детьми
3. Особенности организации образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста
4. Условия реализации программы
- методическое обеспечение программы
- материально-техническое оснащение образовательного процесса
5. Планируемые результаты освоения программы (знания и умения, полученные детьми в ходе реализации программы)
6. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада при подготовке их к обучению в школе.
Обоснование курса
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
сенсорного восприятия;
глазомера;
логического мышления;
воображения;
волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами, опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Цели работы курса :
Всестороннее развитие личности ребенка:
• Овладение техникой изонити;
• Изображение углов, моделирование с их использованием образов;
• Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити, моделирование с их использованием образов;
Цели и задачи занятий по технике изонити объеденены в блоки :
• Блок задач по развитию у детей математических представлений;
• Блок задач по сенсорному развитию;
• Блок задач по умственному воспитанию;
• Блок задач по трудовому воспитанию;
• Блок задач по физическому воспитанию;
• Блок задач по нравственному воспитанию;
• Блок задач по эстетическому воспитанию;
• Речевой блок.
Категория детей, для которых предназначена программа
Настоящая программа учебного курса предназначена для детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в специально организованном помещении «Творческая мастерская». В течение 25-35 минут, 2 раза в неделю.
Содержание курса
Основные задачи курса:
1. Развите математических представлений – дать понятие о разных углах: величине, длине сторон; понятие об окружности, хорде разной длины и ее направлении; закреплять знания направлений: вверху, внизу, слева, справа; понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Сенсорное развитие: развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону, научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
3. Умственное воспитание: развивать абстрактное мышление. Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов изображение предметов и композиций.
4. Трудовое воспитание: научить владеть иголкой, ниткой, шилом. Научить работе с трафаретом, технике работы с изонитью.
5. Физической воспитание: развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Нравственное воспитание: воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
7. Эстетическое воспитание: познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, применять умения использовать знания полученные на других видах изобразительной деятельности.
8. Речевой блок: развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь.
Основные формы и приёмы работы с детьми :
Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, необходимо, чтобы дети изобразили грибок. Как это можно сделать? Грибок можно просто нарисовать, слепить или сделать аппликацию, и наконец, его можно выполнить в технике изонити. Сравниваем все виды грибков, стараемся заинтересовать детей грибком, выполненным изонитью, рассказать, как это сделано, дать им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой. Отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне.
Примерное содержание разделов программы :
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;
2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.
Особенности организации образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Перед тем как приступить к занятию с изонитью, необходимо подготовить рабочее место. Заниматься с подгруппой 5-6 человек. Необходимо, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы нужно расположить так, чтобы педагог видел всех детей, дети могли видеть друг друга и свободно общаться. Обучение технике изонити может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппой не более 5-6 человек, индивидуально, в кружках и т. д.
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение программы – методическое пособие Н. Н. Гусарова «Техника изонити для дошкольников» Библиотека программы «Детство» 2007;
Бурундукова Л. "Волшебная изонить" Издательство: АСТ-Пресс Книга
Год: 2010
Леонова О. "Рисуем нитью. Ажурные картинки" Издательство:
Литера, год 2005.
А также рекомендуется использование:
- Рабочая тетрадь по развитию артикуляционной и мелкой моторики
-Волшебная изонить
-Открытки с использованием изонити
-Прописи для дошколят.
-О. Леонова - Рисуем нитью ажурные картинки
Техника выполнения изонити проста и доступна. Для ее освоения достаточно знать три основных приема: - ножницы
- циркуль
- линейка
- заполнение угла;
- заполнение окружности;
- заполнение дуги.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
- картон (очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге)
- нити различного цвета (швейные, мулине, ирис)
- игла
- шило
Основные формы и приемы работы с детьми :
• Беседа
• Задание по образцу (с использованием схем последовательности
выполнения углов, образцы трафаретов, выполнения окружности)
• Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
• Проект
Тематическое планирование
СЕНТЯБРЬ
Дата Тема занятия Цель
1 нед. Овладение техникой изонити; изображение углов. Научить детей изображать один угол, различать лицевую и изнаночную сторону изделия. Познакомить с правилами работы с изонитью.
2 нед. Последовательность выполнения углов. Познакомить со схемой выполнения угла в технике изонити. Подвести к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец.
3 нед. Тема «Грибок» Закреплять понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла. Упражнять в овладении работы с нитью и иголкой и завязывать узелок.
4 нед. Тема «Грибок» Продолжать умение пользоваться материалами, завязывать узелок.
ОКТЯБРЬ
Дата Тема занятия Цель
1 нед. «Домик» Учить выполнять тупой угол; закреплять правила работы с изонитью; учить подбирать цвета нити.
2 нед. «Домик» (продолжение) Закончить работу, дорисовать стены и окна дома.
3 нед. «Рыбка» Учит выполнять прямой угол. Закреплять правила последовательности работы в соответствии с правилами. Познакомить с линейкой.
4 нед. «Рыбка» (продолжение) Дополнить изображение рыбки хвостом.
НОЯБРЬ.
Дата Тема занятия Цель
1 нед. «Морковка» Упражнять в выполнении острого угла. Учить закреплять нить после ее окончания. Повторить правила работы.
2 нед. «Закладка» Закрепление навыка выполнения углов на узкой полосе картона; укреплять нить с обратной стороны закладки. Учить самостоятельно выполнять узор.
3 нед. «Узор на закладке» Выполнять узор состоящий из трех углов на узкой стороне картона. Определять направление углов. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.
4 нед. «Узор на полосе» Закрепить умение пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла.
ДЕКАБРЬ.
Дата Тема занятия Цель
1 нед. «Закладка с двумя тупыми углами» Закреплять понятие об острых и тупых углах. Продолжать обучать умению анализировать образцы.
2 нед. «Закладка с двумя углами» Закрепление умения анализировать рисунок на изнаночной стороне заготовки (сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах и т. д.)
3 нед. «Прямые углы» Анализ узора на изнаночной стороне заготовки. Определение углов по прямоугольнику.
4 нед. «Шапочка-колпак» Научит детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку. Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете.
ЯНВАРЬ.
Дата Тема занятия Цель
1 нед. «Зонтик» Продолжать учить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку.
2 нед. «Ваза» Дальнейшее закрепление правил работы с изонитью.
3 нед. «Парус» Продолжать работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку.
4 нед. «Птичка» Закреплять умение протыкать шилом отверстие в картоне. Дальнейшее закрепление правил работы с изонитью.
ФЕВРАЛЬ.
Дата Тема занятия Цель
1 нед. «Телевизионная башня» Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Учить определять по линейке расстояние в сантиметрах.
2 нед. «Фонарик» Упражнять детей в работе с шилом, умении пользоваться линейкой. Закреплять знания пространственного расположения углов.
3 нед. «Загадка» Упражнять в координации движения рук при прокалывании отверстий. Придумать название работе.
4 нед. «Снежинка» Составить снежинку из шести треугольников, проанализировать образец, определить направление углов.
МАРТ.
Дата Тема занятия Цель
1 нед. Раздел «Окружности».
Тема «Мячик» Научит детей выполнять окружности в технике изонити, пользоваться трафаретами. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.
2 нед. «Птица» Обучение детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички). Закрепление навыков по выполнению окружностей.
3 нед. «Птица» Закреплять навык по выполнению окружностей в технике изонити, передавать образ птицы, используя трафареты углов.
4 нед. «Девочка в сарафане» Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде.
АПРЕЛЬ.
Дата Тема занятия Цель
1,2,3
нед. «Узор из углов и окружностей» Создание узора из углов и окружностей путем накладывания их друг на друга. Совершенствование навыка работы в изонити.
4 нед. «Узор в круге» Учить выполнять окружность с 2-3 хордами разной длины. Закреплять приобретенные навыки работы изонитью с трафаретом. Учить начинать работу с более длинной хорды, затем над той же окружностью работать по кромке хорды.
МАЙ.
Дата Тема занятия Цель
3 нед. «Одуванчики на лугу» Учить создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Совершенствовать навыки выполнения окружностей с разными хордами.
Планируемые результаты освоения программы
Знания и умения, полученные детьми в ходе реализации программы :
• Знание основных принципов техники изонити;
• Умение классифицировать материал для создания модели;
• Умения работать по предложенным схемам, образцам;
• Умения творчески подходить к решению задачи;
• Умения довести решение задачи до получения изделия;
• Умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
• Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Список используемой литературы.
1. Бурундукова Л. "Волшебная изонить" Издательство: АСТ-Пресс Книга Год: 2010
2. Выготский Л. В. Воображение и творчество в детском саду. – М. : - 1997. -314с.
3. Гусарова Н. Н. «Техника изонити для дошкольников» Библиотека программы «Детство» 2007;
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 244с.
5. Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. – М., 2004.
6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М., 2005.
7. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
8. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М. ,1996.
9. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 160 с.
10. Леонова О. "Рисуем нитью. Ажурные картинки" Издательство:
Литера, год 2005