МААМ-картинки

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки» (2 фото)

Наталья Исправникова
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ №29 – детский сад «Брусничка»

Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через фольклор

«Русская изба. Чайные посиделки»

Составил воспитатель

Исправникова Н. С.

Р. п. Решетниково, Клинский район,

2014 год.

Цель: приобщение детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства

Публикация «Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Русская изба, Чайные посиделки“» размещена в разделах

Задачи:

- пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).

- способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.

-развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.

- воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.

Материалы и оборудование:

Мини-музей МДОУ оформлен в стиле русской избы

-народные костюмы

-самовар

-стол со скатертью и угощениями

- прялка

-сундук

- чайная заварка

- чайная посуда

- варенье в розетках на подносе.

Музыкальное сопровождение:

Музыкальные композиции «Светит месяц», «Ах вы, сени мои сени», песня «Прялица», песня «В низенькой светелке».

Ход Занятия:

(Воспитатель в роли хозяйки избы)

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

Теплый дух идет от печки, а в углу сундук стоит – много он добра хранит.

Походите по моей избе, посмотрите и про все мне расскажите.

(Дети рассматривают предметы быта, рассказывают об их назначении).

Хозяйка: Молодцы, все-то вы знаете.

(Показывает прялку) А что это такое?

(Дети отвечают).

Дети (рассказывают выученные поговорки) :

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

«Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».

«Хорошо прядешься - весело поешься».

(Дети исполняют русскую – народную песню «Прялица».

Хозяйка: В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы

на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом

связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на

столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели

песню.

(Поет песню «В низенькой светелке»)

«В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха у окна сидит

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита руса я коса».

(загадывает детям загадку) : «Летом спит, зимой горит-

Пасть открывает, что дают – глотает».

(Печь)

«Бабушка седа, бела, зимой всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают».

(Печь)

Хозяйка: В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не

только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и

горшки, чугунки, ухваты.

(загадывает загадку) : «Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдает,

А сам в угол идет».

(Ухват)

В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.

(Подводит детей к сундуку, который много добра хранит).

Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи.

(Достает из сундука и демонстрирует вышивки, подзоры, скатерти, салфетки).

Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и любили

угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать,

угощать. Вас я тоже угощу.

Напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.

(Чаем)

В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу

на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей

посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего,

бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились

ни одни посиделки!

Первый ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,

С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными, с пирогами русскими

Второй ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном

Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!

И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски

Хозяйка: На посиделках часто пели частушки

(дети исполняют частушки)

«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,

Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Не надо чая много пить, милые подружки,

А то от чая в животе заквакают лягушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Много чая я пила – самоварничала.

Всю посуду перебила – кухарничала!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

Хозяйка: Хорошо частушки пели, милые ребятки.

Отгадать теперь прошу вас мои загадки:

«Был листок зеленым, черным стал, томленым.

Был листочек зубчатым – стал листочек трубчатым.

Был он на лозине – стал он в магазине».

(Чай)

«Бел как снег, в чести у всех,

В рот попал – там пропал».

(Сахар)

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит».

(Самовар)

«Как начнет говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать».

(Чайник)

Хозяйка: Ай, да молодцы, ребятки, разгадали все загадки!

А теперь пора сплясать, свою удаль показать!

(Дети пляшут под русскую народную мелодию).

Хозяйка: А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Изобрели и изготовили

первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим

спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились

любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из

фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит»,

«Где есть самовар, там и под елью рай». По красоте и украшениям самовара можно

было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.

Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который

объединяет людей за неспешным разговором.

«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем, варенье

Самовар на стол несем, говорим о том, о сем»…

Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.

Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в

блюдце, которое держали за донце.

(Хозяйка наливает чай в блюдце)

Хозяйка: А кто из вас, ребята, знает, как правильно заваривать чай?

(Дети рассказывают)

Хозяйка: А какой бывает чай?

Дети перечисляют: Черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками

крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных

растений.

Хозяйка: Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать

травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.

«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,

Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»

Хозяйка обращается к детям: Вы, ребята, молодцы,

Вы и пели и плясали, о чае многое узнали.

Можно нам чайку попить, о том, о сем поговорить.

(Дети пьют чай с угощениями)

Хозяйка обращается к взрослым гостям: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч»!

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»
Фото «Русская изба. Чайные посиделки»
Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Методическая разработка по гражданско-патриотическому воспитанию. Конспект занятия «Герб» Конспект занятия «Герб» Программное содержание: Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением, как в прошлом, так и в.

НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ничто не забыто» (старшая группа) Проект на тему :«Никто не забыт ничто не забыто». Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей средней группы «Салют Победы» Срок реализации: 2 месяца (апрель – май 2015г). Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители. Тип, вид проекта: по.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить»Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Всегда будем помнить» Автор проекта: Алексеева Валентина Анатольевна, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория - вторая. Название организации: МКДОУ.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя семья» (старшая группа) ПРОЕКТ «Моя семья» по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе Выполнила: воспитатель Холина Мария Владимировна.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «…Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы!» Юрий Воронов, Участник блокады.

НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Родина моя — бескрайняя Россия» НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Тема: «Родина моя – бескрайняя Россия». Цели и задачи: Продолжать.

Тематическое планирование по гражданско- патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы Тематическое планирование по гражданско- патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы Н. В. Алешина «Знакомство.

Оформление центра по нравственно-патриотическому воспитанию — «Моя Россия» и «Русская изба»Оформление центра по нравственно-патриотическому воспитанию — «Моя Россия» и «Русская изба» .Наш мини-уголок дает возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 19:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Исправникова (УИ 399572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД