Наталья Исправникова
Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ №29 – детский сад «Брусничка»
Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через фольклор
«Русская изба. Чайные посиделки»
Составил воспитатель
Исправникова Н. С.
Р. п. Решетниково, Клинский район,
2014 год.
Цель: приобщение детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства
Публикация «Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Русская изба, Чайные посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
Задачи:
- пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.
- продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).
- способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.
-развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.
- воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.
Материалы и оборудование:
Мини-музей МДОУ оформлен в стиле русской избы
-народные костюмы
-самовар
-стол со скатертью и угощениями
- прялка
-сундук
- чайная заварка
- чайная посуда
- варенье в розетках на подносе.
Музыкальное сопровождение:
Музыкальные композиции «Светит месяц», «Ах вы, сени мои сени», песня «Прялица», песня «В низенькой светелке».
Ход Занятия:
(Воспитатель в роли хозяйки избы)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Теплый дух идет от печки, а в углу сундук стоит – много он добра хранит.
Походите по моей избе, посмотрите и про все мне расскажите.
(Дети рассматривают предметы быта, рассказывают об их назначении).
Хозяйка: Молодцы, все-то вы знаете.
(Показывает прялку) А что это такое?
(Дети отвечают).
Дети (рассказывают выученные поговорки) :
«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
«Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».
«Хорошо прядешься - весело поешься».
(Дети исполняют русскую – народную песню «Прялица».
Хозяйка: В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы
на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом
связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на
столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели
песню.
(Поет песню «В низенькой светелке»)
«В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита руса я коса».
(загадывает детям загадку) : «Летом спит, зимой горит-
Пасть открывает, что дают – глотает».
(Печь)
«Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают».
(Печь)
Хозяйка: В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не
только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и
горшки, чугунки, ухваты.
(загадывает загадку) : «Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет».
(Ухват)
В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.
(Подводит детей к сундуку, который много добра хранит).
Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили вещи.
(Достает из сундука и демонстрирует вышивки, подзоры, скатерти, салфетки).
Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и любили
угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать,
угощать. Вас я тоже угощу.
Напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.
(Чаем)
В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу
на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей
посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего,
бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились
ни одни посиделки!
Первый ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,
С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными, с пирогами русскими!»
Второй ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном
Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!
И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски!»
Хозяйка: На посиделках часто пели частушки
(дети исполняют частушки)
«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,
Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Не надо чая много пить, милые подружки,
А то от чая в животе заквакают лягушки!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
«Много чая я пила – самоварничала.
Всю посуду перебила – кухарничала!
Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»
Хозяйка: Хорошо частушки пели, милые ребятки.
Отгадать теперь прошу вас мои загадки:
«Был листок зеленым, черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым – стал листочек трубчатым.
Был он на лозине – стал он в магазине».
(Чай)
«Бел как снег, в чести у всех,
В рот попал – там пропал».
(Сахар)
«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит».
(Самовар)
«Как начнет говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать».
(Чайник)
Хозяйка: Ай, да молодцы, ребятки, разгадали все загадки!
А теперь пора сплясать, свою удаль показать!
(Дети пляшут под русскую народную мелодию).
Хозяйка: А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Изобрели и изготовили
первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим
спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились
любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из
фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит»,
«Где есть самовар, там и под елью рай». По красоте и украшениям самовара можно
было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.
Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который
объединяет людей за неспешным разговором.
«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем, варенье
Самовар на стол несем, говорим о том, о сем»…
Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.
Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в
блюдце, которое держали за донце.
(Хозяйка наливает чай в блюдце)
Хозяйка: А кто из вас, ребята, знает, как правильно заваривать чай?
(Дети рассказывают)
Хозяйка: А какой бывает чай?
Дети перечисляют: Черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками
крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных
растений.
Хозяйка: Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать
травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.
«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»
Хозяйка обращается к детям: Вы, ребята, молодцы,
Вы и пели и плясали, о чае многое узнали.
Можно нам чайку попить, о том, о сем поговорить.
(Дети пьют чай с угощениями)
Хозяйка обращается к взрослым гостям: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: «До новых встреч»!