Ольга Пряникова
Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Наше учреждение с 2011года является экспериментальной площадкой НИРО по теме: «Воспитание основ российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста». Необходимость эксперимента обусловлена появлением новых задач и приоритетных направлений в области российского образования. В числе основных приоритетов обозначена организация эффективного гражданского и патриотического воспитания, которое необходимо начинать с дошкольного возраста, где происходит формирование самосознание ребенка, формируется представления о себе, осознание своей принадлежности к определенному полу, семье, народу, государству
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как процесс:
• формирования гражданско-патриотических знаний, взглядов и
убеждений патриотического характера;
• формирования эмоционального положительного отношения и чувства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа, воспитание любви и уважения к своей нации, чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
• а также формирования практических умений и навыков,
необходимых для самостоятельной деятельности гражданско-патриотического характера (готовности к труду и защите родной земли).
В тоже время, наряду с обозначенной государством необходимостью гражданско- патриотического воспитания с дошкольного возраста, отсутствует единый подход к концептуальной, содержательной и технологической сторонам этого процесса в детском саду.
Данная потребность в практике детского сада обусловила выбор темы нашего исследования.
В начале учебного года с целью изучение уровня развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотизма посредством диагностических методик Е. А. Казаевой проводился мониторинг.
По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития компонентов патриотизма, особенно поведенческого, имея некоторые представления гражданско-патриотического характера, не могут реализовать это в реальной действительности.
Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей работы с дошкольниками.
Для решения поставленных задач была разработана методика работы, опирающая на подходы Н. Г. Комратовой, О. ОЛ. Князевой, М. Д. Маханевой и состоящая из трех основных этапов:
На 1 этапе осуществлялось формирование знаний, умений и чувств гражданско-патриотического характера
На 2 этапе – закрепление, уточнение полученного опыта
На 3 этапе – обобщение опыта
Система работы по гражданско-патриотическому воспитания включала несколько проектов:
Проект «Семейный очаг» : Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, бережно относится к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Уважение к старшим всегда считалось одной из главных добродетелей русского человека.
В рамках подпроекта: «Загляните в семейный альбом» детям вместе с родителями было предложено заглянуть в свои семейные альбомы, рассмотреть фотографии родственников, послушать рассказы о них: кем они были, как жили, какие были у них традиции. Узнать историю образования семьи, родословную. Интерес к своему прошлому, к корням, настолько захватило детей и родителей, общими усилиями была оформлена одноименная выставка, где разместились фотографии нескольких поколений, а также фото семейных традиций, которых придерживаются и сейчас. Детские проекты были собраны в общий альбом, который хранится в группе. При желании дети могут вновь и вновь прикоснуться к истории своей семьи.
В ходе работы над подпроектом «Расти здоровым» дети поделились своими знаниями о здоровом образе жизни, о том, что делают в их семье, чтобы оставаться здоровыми. Родители охотно делились секретами семейного оздоровления: о пользе здорового питания, о закаливании с помощью воды и воздуха, о ценности русской бани. Для подробного ознакомления и доступности в использовании, все рецепты оздоровления были собраны в «Сундучок полезных советов» и размещены в родительском уголке.
В рамках подпроекта «В мире профессий» дети узнали, что мир профессий – необычный мир. В нем живут не просто люди, а представители разных профессий. Знакомство с ним началось с профессиями своих родителей. Мама Егора Р. рассказала ребятам о труде парикмахера. Она показала, как её работа делает людей красивыми. А организованная фотовыставка познакомила детей и с другими профессиями. У ребят появилось чувство гордости за своих родителей и их труд, который приносит пользу людям и стране.
Следующей ступенькой в нашей работе стал проект «Славный Нижний», который начали с изучения своего родного Московского района. Для знакомства с одним из крупных заводов микрорайона послужила беседа «Где строят самолеты». Выяснилось, что у многих детей на «Соколе» работали родственники. Была устроена выставка фотографий. Дедушка Ромы рассказал о конвейерном способе изготовления самолетов, показал фотографии основных этапов. Далее состоялась экскурсия к памятнику – самолету. В библиотеке им. Заломова, с которой детский сад сотрудничает уже много лет, детям рассказали, что именно благодаря заводу «Сокол», Московский район стал современным городским районом, а раньше здесь по берегам реки Левинка располагалась деревня Княжиха. У ребят появилось чувство гордости за свой район, за людей, которые живут рядом с ними и делают такие мощные, современные машины. Популярностью пользовались у детей экскурсии по улицам района (Мечникова, Панфиловцев, Баранова, беседы о знаменитых людях, в честь которых они названы. Дети узнали значение слов: земляки, нижегородцы, горьковчане, горожане.
При знакомстве с историей возникновения и достопримечательностями Нижнего Новгорода вместе с детьми рассматривали иллюстрации, читали, строили, рисовали современные и старинные дома, Кремль, герб города. Интерес детей к этой теме проявился в продуктивной деятельности: дети собирали самолеты из конструктора, рисовали, изготавливали из бумаги и строительного материала.
. В рамках подпроекта «Чистый город» организовывались экологические акции: «Чистая улица», «Цветущая клумба», «Елочка - зеленая иголочка». Ведь патриотизм проявляется в том числе, и в том, для своей родины хочется сделать что-то полезное, доброе, красивое. Просто так, без награды, как для своей мамы, потому что родина и есть мама, только одна на всех.
Действенным средством патриотического воспитания является русская народная культура. В рамках подпроекта «Хлеб – наше богатство» дети узнали о роли хлеба в жизни человека. Наши предки – славяне жили в деревнях, работали на земле и питались тем, что выращивали сами – это хлеб, крупы и овощи. Сложилась поговорка: «Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной – батюшка родной». С древнейших времен выращивание и выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Сколько труда стоило вырастить хлеб, а потом испечь высокий и пышный каравай. Такое отношение к хлебу хотим сформировать у детей. На Руси говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Ребята и сами стали маленькими кондитерами. Вместе с педагогами группы приготовили тесто для пирога. На кухне повара испекли пирог, который с удовольствием пробовали сами дети и угощали взрослых. Такого вкусного пирога наши воспитанники не ели никогда, ведь испекли они его на день рождения группы своими руками! Опыт приготовления изделий из муки продолжился и дальше - плюшки на Рождество, жаворонки – для встречи перелётных птиц.
В подпроекте «Как у нас в светелке» дети познакомились с предметами русского быта, фольклорными песнями и танцами, народными инструментами, национальными костюмами. Своими руками изготовили кукол - Мотанки из ткани и разучили русские народные игры. Дети и родители принимали активное участие в подготовке праздников, костюмов, обстановки.
В рамках проекта «Родины сыны» был создан мини-музей «Богатырская наша силушка», в котором были представлены игрушечные модели богатырских доспехов, металлические солдатики-богатыри, книги, видео-фильмы. Мама одного воспитанника сшила костюмы трех богатырей. Примеряя их, беря в руки, мечи и щиты, дети создавали живые картины «Три богатыря». В творческой мастерской мастерили Змея Горыныча, а затем создавали другую живую картину - «Битва со Змеем».
В рамках подпроекта «Они защищали Родину» организовали мини-музей «Боевой Славы», куда многие дедушки и папы предоставили семейные реликвии (ордена, медали за трудовые и боевые подвиги, фото со времен службы в армии, боевых действий в горячих точках, военные трофеи: фляжки, ремни, погоны). Итогом работы была презентация детских проектов «Защитники в моей семье», где дети демонстрировали фото своих пап, дедушек, прадедушек, рассказывали об их службе. Интересной формой работы стало создание в группе фотоколлажей «Мой папа - самый лучший». Работала выставка семейных поделок военной техники «Мы с папой - мастера».
Таким образом, поставленные задачи решались в различных видах деятельности. Для отслеживания динамики уровня было проведено повторное обследование детей. В его проведении использовались те же задания и методы, что и в начале года. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :
• повысился познавательный интерес и ценностное отношение к объектам русской культуры, стремление к их познанию;
• сформировалось умение позитивного общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми;
• повысилось стремление к соблюдению собственных прав, не нарушая права окружающих людей, справедливость во взаимоотношениях;
• сформировались личностные качества: чувство собственного достоинства, уважение к людям разных национальностей, их образ жизни; бережное отношению к окружающему природному и социальному миру; гордости за свою Родину
Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников.