Светлана Побочая
Рабочая программа дополнительной платной услуги кружка ручного труда «Самоделкин»
▼ Скачать + Заказать документы
По дополнительному образованию (художественно-эстетической направленности) для детей 4-7 лет
Срок реализации программы : Долгосрочный 3 (три) года
Количество часов- 183 часов
Руководитель кружка : воспитатель Побочая Светлана Николаевна
Программа разработана на основе прог
рамм[/h4] :
И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;
Публикация «Рабочая программа дополнительной платной услуги кружка ручного труда „Самоделкин“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»;
Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян»;
М. И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей».
Конышева И. М. «Творим, размышляем, растем»;
г. Ейск
2013 учебный год
«Развивая мастерство рук, я развивал разум»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимании, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки,чем сложнее движения, тем ярче стихия детского разума…»,-- писал В. А. Сухомлинский.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.
Программа кружка ручного труда «Самоделкин» художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет по целевому назначению является общекультурной программой, целевое назначение которых, общее развитие детей, посещающих кружок.
По содержанию и видам деятельности-это интегрированная программа,которая предполагает интеграцию различных образовательных областей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой образовательной цели.
По степени авторства-это индивидуальная программа, разработанная на основе типовой и измененная с учетом собственного опыта работы.
Срок реализации рабочей программы- 3 (три) года.
По особенностям развития-это общая программа,ориентированная на широкий контингент воспитанников,посещающих кружок.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность: процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
НОВИЗНА
Новизной и отличительной особенностью программы кружка ручного труда “ Самоделкин” -является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Обучение проводится один раза в неделю, во вторую половину дня - на коллективных занятиях и по подгруппам (10-12 человек, в соответствии с утвержденным графиком работы. Возраст детей в кружке «Самоделкин»,участвующих в реализации данной программы - 4-7 лет;
На занятиях кружка «Самоделкин» осуществляется индивидуальный подход,построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Основным условием реализации программы кружка «Самоделкин» является творческое отношение к работе самого педагога.
Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Самоделкин».
В процессе прохождения программы детям сообщаются новыезнания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях,о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес.
Принципы построения педагогического процесса.
• От простого к сложному.
• Системность работ.
• Принцип тематических циклов.
• Индивидуального подхода.
Основные принципы программы
Данная программа требует соблюдение следующих принципов:
Принцип участия (привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности).
Принцип системности (работа ведется по плану в течение учебного года). В летний период идет закрепление материала в практической и игровой деятельности.
Принцип возрастной адресованости (на каждый возраст подбираются свои задачи и своя тематика, методы и приемы).
Принцип интеграции (данная программа является составной частью образовательной программы детского сада).
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).
Цель ПРОГРАММЫ :
- Развитие творческого потенциала детей, расширение возможностей для самореализации личности ребёнка, получение базовых навыков занятий детей декоративно-прикладным искусством на основе изготовления поделок из разных видов материалов.
- Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
- Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Научить ребенка создавать поделки из цветной бумаги, используя различные техники (аппликация, оригами, плетение)
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Общие задачи программы :
• развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
• различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
• научить узнавать и различать название и назначение материалов - бумага, ткань, пластилин, бросовый материал;
• название и назначение ручных материалов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
ЗАДАЧИ 1 год обучения
Познавательные задачи:
• Формировать интерес дошкольников к художественной деятельности;
• Формировать конструктивные умения и навыки
• Способствовать развитию художественных способностей, обогащению словаря детей;
• Формирование умений, навыков работы с разнообразными материалами
• Учить создавать композиции, подбирать цветовую гамму;
2 год обучения
• Формирование навыков и умений собственной творческой, декоративной и конструктивной деятельности;
• Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
• приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
• Учить изготовлять поделки из бросового материала путем различных сочетаний и соединений.
3 год обучения
• Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства;
• Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира,понимания взаимосвязи и красоты природных явлений;
• Формировать способности фантазировать, учить составлять коллажи
• Способствовать развитию у детей умения создавать художественный образ.
Развивающие задачи:
1 год обучения
• Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
• Развивать у детей эстетически восприятие, любовь к природе.
• Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции.
• развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
2 год обучения
• Развивать умение вырезать силуэты предметов, наносить контуры.
• Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
• Развивать координацию движений рук, зрительный контроль за этимидвижениями.
3 год обучения
• Учить делать различные поделки, используя бумагу в сочетании с другими материалами.
• Учить выбирать образец, заранее подбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять работу.
• Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников на свою продуктивную деятельность.
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
• адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
Воспитательные задачи:
1 год обучения
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие детей;
-активизация познавательной и творческой деятельности дошкольников;
-развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
2 год обучения
Формирование интереса к результату своего труда и труда сокружковцев.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
3 год обучения
Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Воспитание эстетического отношение к действительности,трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения.
формировать собственное мнение и позицию.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПРОГНОЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
К концу года дети 4-5 лет должны уметь:
• наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
• склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
• преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам,вчетверо в разных направлениях;
• умение создавать аппликацию способом обрывания.
• наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;
• составлять плоскостную, сюжетную композицию;
• осваивать последовательность работы.
• Продолжать учить использовать в одной работе комочки, жгутики, кусочки бумаги.
• научить детей преобразовывать половинки грецкого ореха в черепаху и божью коровку, сосновые шишки - в елочные украшения, добавляя к ним кусочки ткани, цветного картона. Использовать для крепления пластилин,клей.
К концу года дети 5-6 лет должны уметь:
• Объемное конструирование из бумаги, научить детей склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
• умение рационально использовать материал, правильно находить место на листе для выполнения работы;
• соединять их в объемные игрушки, приклеивать к ним небольшие деталииз картона, ниток, ткани
• решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером и руководителем кружка.
К концу года дети 6-7 лет должны уметь:
• умение пользоваться картинкой в качестве образца при выполнении работы;
• создавать образы предметов, декоративные композиции используя готовые формы и нетрадиционные материалы;
• проявлять познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
• владеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий.
• Конструирование из бросового материала: научить детей видеть образы в бросовом материале.
• овладение новым способом техники оригами, складыванием бумаги в разных направлениях.
Основные методы работы.
• Словесный– предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.
• Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия.
• Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Типы занятий
• Комбинированный;
• Первичного ознакомления с материалом;
• Усвоение новых знаний;
• Закрепление, повторение.
Формы организации учебного занятия:
выставки детских работ в детском саду;
участие в городских, конкурсах ;
презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок
Используемые материалы:
- Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Разовая посуда
- Сухие листья
- Семена растений, всевозможная крупа
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата,ватные диски,ватные палочки
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Фольга
-Клей, краски
-Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.
-Кусочки ткани,фетр, кожаные кусочки, пуговицы, проволока,бусинки,бисер. паетки, тесьма, лента.
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Иголка и нитковдеватель
- Карандаш
- Линейка
- Набор стек и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и сложности обработки материала.
У детей дошкольного возраста (4-7 лет) формируется обобщенные способы конструирования. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.
В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам художественной обработки материала.
Программа состоит из 3 блоков.
1. «Я учусь работать»
Приобретение начальных навыков и умений в различных видах художественной обработки материалов.
2. «Я уже что – то умею».
Использование различных техник, позволяющих выполнять работы зимней тематики, посвященные различным праздникам: Новый год, Рождество, Пасха.
3. «Сам придумай из …»
Создание поделок из бросового материала. Они обладают многими полезными для работы качествами : яркой окраской, разнообразием форм, гибкостью, пластичностью, легкостью использования в работе.
Работа с готовыми формами не только развивает воображение и творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе.
1. Работа с бумагой и картоном. («Бумажные чудеса»)
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук,внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2. Работа с мятой бумагой.
Технология изготовления игрушек, композиций из бумаги,салфеток
помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек, композиций из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.
Формы организации работы с мятой бумагой :
- специальные занятия по ручному труду в кружку «Самоделкин». - индивидуальные занятия с целью развития и совершенствования мелкой моторики определённых навыков и умений.
- творческие проекты.
3. Бумагопластик.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами : складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
4. Изготовление объёмных картинок. («Красота украсит мир»)
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.
5. Работа в нетрадиционной технике. («Ватная страна»)
Используя предметы личной гигиены (ватные диски, ватные палочки, вата) и разные способы работы с ними, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из этих материалов в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе.
6. Работа с бросовым материалов («Остров ненужных вещей»)
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей.
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог
7. Работа с тканью и нитками. («Лоскутный город»)
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.
8. Работа с природным материалом («Лесные чудеса»)
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
9. Пластилинография. («Волшебная глина»)
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даё т предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте:выполнение декоративных налепов разной формы,прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
• для игр детей;
• для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
• их можно использовать в качестве подарков.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определё нные требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.