Ольга Мордвинова
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Умники и умницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 243 «Апельсин»
администрации Волжского района
муниципального образования «Город Саратов»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МДОУ
___Купаева З. Р.
Приказ №___ от ___2015
Рабочая программа
по дополнительному образованию.
Кружка «Умники и умницы»
По ОО «Познавательное развитие»
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию кружка „Умники и умницы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
(с использованием палочек Кюизенера,
игровых наборов В. В. Воскобовича, упражнений
по обучению математике детей 6-7 лет)
в подготовительной группе «Светлячки»
МДОУ «ЦРР детский сад № 243 «Апельсин»
на 2015-2016 учебный год
Воспитатели Мордвинова О. С.
Апанасенко Н. В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Умники и умницы» ОО «Познавательное развитие (для детей 6-7 лет).
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий. А также умственной задачей является составить фигуру или видоизменить её, найти путь решения, отгадать число. Эта задача реализуется средствами игры в игровых действиях.
Цели и задачи кружка :
-Продолжать знакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Продолжать знакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему;
-Продолжать знакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Продолжать знакомить с составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на, столько же, пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Продолжать развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач;
- Развивать сенсорные способности: умения различать и называть геометрические фигуры, определять их объем;
- Развивать интеллект: процессы внимания, памяти, умения сравнивать и анализировать гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение;
- Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера, игровые наборы В. В. Воскобовича.
Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в подготовительной группе (в год 32 занятия, во вторую половину дня.
Мониторинг проводится 2 раза в год – (сентябрь – начало года- промежуточный, май – конец года – итоговый)
Работа с родителями : родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий; с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.
Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры.
Используемая литература:
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников»
Л. Д. Комарова. М., «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет»
З. А. Михайлова Дидактическое пособие «Чудесный круг»
Содержание рабочей программы кружка «Умники и умницы»
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Месяц № Тема образовательной
ситуации Литература
Сентябрь
Сентябрь 1
Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»,
«Длинные и короткие ленточки для кукол», Л. Д. Комарова
«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет», стр. 26-27
2
«Поезд», «Заборы низкие и высокие».
Л. Д. Комарова
«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет», стр. 27-29
3
«Лесенка высокая и лесенка низкая», «Лесенка широкая и лесенка узкая» Л. Д. Комарова
«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет», стр. 30-32
4 «Мосты через реку»
«Конструирование плотов на реке» Л. Д. Комарова
«Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет», стр. 33-34
Октябрь 1 Игра «Танграм»
Ознакомление с набором фигур к игре
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 61, часть I- II
2 Игра «Танграм»
Составление фигуры-силуэта зайца
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 64-66
3 Игра «Танграм»
Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 66-67
4 Игра «Танграм»
Составление фигуры-силуэта домика
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 68-69
Ноябрь 1 Игра –головоломка «Чудесный круг»
Ознакомление с игрой
З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 107-108
2 Составление фигур по образцу
1 ступень: прямое накладывание частей головоломки
«Золотая рыбка», «Летучая мышь», «Бабочка», «Птичка», «Веселая гусеничка» З. А. Михайлова Дидактическое пособие «Чудесный круг»
3 2 ступень: прямое накладывание частей головоломки, без прорисовки деталей
«Золотая рыбка», «Летучая мышь», «Бабочка», «Птичка», «Веселая гусеничка» З. А. Михайлова Дидактическое пособие «Чудесный круг»
4 3 ступень: составление фигур по уменьшенным образцам с указанием составных частей головоломки
«Королева», «Девочка», «Волшебный цветок», «Бабуля», «Куколка», «Цветок лотоса»
З. А. Михайлова Дидактическое пособие «Чудесный круг»
Декабрь 1 Игра-головоломка «Три кольца»
Ознакомление с элементами головоломки, ориентировка в игре З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 103-104
2 Развивающая игра-головоломка «Три кольца»
Советы «Как составить три кольца?»
«Матрешка», «Космонавт» З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 103-104
3 Игра –головоломка «Змейка»
1этап: плоскостные фигуры
«Грач», «Золотая рыбка», «Конфета», «Панама», «мышка», «Домик», «Хлопушка», «Башмачок», «Эскалатор», «Самолет» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка»
Лист 1
4 1 этап: плоскостные фигуры
«Рубашка», «Шорты», «Флажок», «Пирамида», «беседка», «собака», «Кит», «Тропинка», «Бабочка», «Пингвин»
Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»
«Змейка»
лист 1.
Январь 1 2 этап: цветовые фигуры
«Дорожки», «Островки» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка»Лист 2
2 2 этап: цветовые фигуры
«Тропинки», «Квадраты» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка»
Лист 2
3 3 этап: объемные фигуры
Рисунки «с подсказкой» с 1 по 7 Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка»лист 3
4 3 этап: объемные фигуры
Рисунки «с подсказкой» с 8 по 1 Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка», Лист 3
Февраль 1 Игра-головоломка
«Чудо-крестики»
Ознакомление с методикой игры
«Собираем крестики», «Строим башню» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-крестики», альбом фигурок 1.
2 Составление фигур из альбома 1 :
«Машина», Ракета», «Лампа», «Повар», «Бык», «Грузовик», «Галчонок», «Ключ», «Клоун» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-крестики», альбом фигурок 1.
3 Составление фигур из альбома 1:
«Бабочка», «Ослик», «Опята», «Шляпа», «Дятел», «Пчела», «Кружка», «Носорог», «Самовар» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-крестики», альбом фигурок 1.
4 Составление фигур из альбома 2: составить и дать название сложенной фигуре Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-крестики», альбом фигурок 2
Март 1 Составление фигур из альбома 2: составить и дать название сложенной фигуре (продолжение) Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-крестики», альбом фигурок 2
2 Игра-головоломка «Чудо-соты»
Ознакомление с элементами игры
Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
3 Составление фигур из альбома фигур «Чудо-соты»
«Птицы», «Звери» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
4 Составление фигур из альбома фигур «Чудо-соты»
«Бабочки», «Цветы» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
Апрель 1 Составление фигур из альбома фигур «Чудо-соты»
«Буквы», «Цифры» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
2 Составление фигур из альбома фигур «Чудо-соты»
«Человечки», «Транспорт» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
3 Составление фигур из альбома фигур «Чудо-соты»
«Море», «Посуда» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
4 Составление фигур из альбома фигур «Чудо-соты»
«Предметы», «Светильники» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»
Май 1 Закрепление игровых навыков в игре-головоломке «Танграм» З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 64-69
2 Закрепление игровых навыков в игре-головоломке «Чудесный круг» З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 107-108
3 Закрепление игровых навыков в игре-головоломке «Три кольца» З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», стр. 103-104
4 Закрепление игровых навыков в игре-головоломке «Змейка» Дидактическое пособие
«Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка»
Лист 1-2
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:
Дети будут знать :
- о цвете, размере;
- о дочисловых математических представлениях;
- о количественных изменениях, о составе числа, о числовой прямой;
Уметь:
- совершать математические действия с палочками Кюизенера, с играми-головоломками;
- решать логические задачи с палочками Кюизенера, с играми-головоломками.
Используемая литература:
1. «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л. Д. Комарова. М.,
2. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников»,
3. Дидактическое пособие «Развивающие игры Воскобовича»,
«Змейка»
4. Дидактическое пособие «Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-крестики»
5. Дидактическое пособие «Развивающие игры Воскобовича»,
«Чудо-соты»