Марина Викторовна Колесникова
Конспект викторины по дополнительному образованию кружка «Читай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
по дополнительному образованию
(речевое развитие)
на тему:
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Образовательная область «Речевое развитие»
Викторина проводилась в подготовительной к школе группе.
Форма занятия: Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Публикация «Конспект викторины по дополнительному образованию кружка „Читай-ка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (музыка, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная.
Проводилась предшествующая работа: чтение литературных произведений, русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок по сказкам, заучивание пословиц и поговорок о сказках, изготовление эмблем с названиями команд.
Цель викторины : формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость; закрепить умение отгадывать название сказки по короткому отрывку, активизировать словарь детей, развивать логическое мышление, воображение.
Задачи викторины :
Образовательная : Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении; пробуждать интерес к литературе, расширяющей кругозор, повышающей эрудицию.
Развивающая: Закреплять полученные знания из области литературы, языкознания, культуры речи. Прививать стремление познавать новое, развивать смекалку, быстроту реакции.
Воспитательная: Воспитывать чувство товарищества, дух соревнования.
Здоровьесберегающая: поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.
Планируемые результаты: Аргументирует свои высказывания, умеет рассуждать.
Средства обучения для педагога: волшебный сундучок, предметы из сказок, картинки - слайды сказочных персонажей, музыка – релаксация, книги – сказки (сюрприз).
Средства обучения для детей: эмблемы команд, сказочные пазлы.
Содержание организованной деятельности детей
Слайд. Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть, и нет.
1часть. Организационный момент
-Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на литературной викторине «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». Сегодня здесь состоится соревнование знатоков сказок.
А сейчас встречаем команды знатоков, воспитанников подготовительной к школе группы детского сада «Алёнушка» : команда «Аленький цветочек», команда «Золотая рыбка» (под музыкальное сопровождение дети занимают свои места).
1 команда: «Аленький цветочек» 2 команда: «Золотая рыбка»
Представление жюри:
Ребята, за каждое правильное задание команда получает балл, победит та команда, у которой окажется больше всего баллов.
Ребята, вы умеете фантазировать? Что такое фантазия? (Ответы).
Чем фантазия отличается ото лжи?
Дети: Ложь – это обман, а фантазия – вымысел. Фантазировать – значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделять то, что реально, самыми невероятными особенностями или способностями.
Воспитатель: О каких героях говорят, что они ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок?
Дети: О сказочных.
Воспитатель: Давайте мы сегодня нашу встречу с вами посвятим фантазии, образу и сказкам. А для начала…
Утренний круг
Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг?
Мы друг другу улыбнемся,
И немножко посмеемся.
Все готовы колдовать –
Можно встречу начинать.
Занимайте свои места.
2 часть. Основная часть
Воспитатель: И так, начнем с разминки.
1. Задание «Отгадайте название сказки по короткому отрывку».
1 команда
Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая. («Лисичка-сестричка и Волк»)
2 команда
Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками. («Морозко»)
1 команда
Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу — а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. («Волк и Коза» или «Волк и семеро козлят»)
2 команда
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. («Лиса и Журавль»)
Воспитатель:
- Молодцы, каждая команда справилась с первым заданием. А сейчас вам предстоит выполнить следующее
2 задание: «отгадать загадки по сказкам».
За каждую отгаданную загадку команда получает балл.
Вопросы для 1-й команды:
• Лучший друг Вини Пуха? (Пятачок).
• Кем стал гадкий утёнок из сказки Г. Х. Андерсена? (Лебедем).
• Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).
• В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).
• Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
Вопросы для 2-й команды:
• Весёлый человечек-луковка? (Чиполлино).
• Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье).
• Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
• Что потеряла Золушка? (Туфельку).
• Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка).
Дополнительные вопросы :
1. Какие сказочные герои не существуют в реальности? (Кощей, Баба-Яга, Леший, Дюймовочка, Колобок).
2. А какие сказочные образы могли бы существовать в действительности? (Серый волк, Аленушка, Красная Шапочка, Золушка).
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки. А сейчас мы немного отдохнем.
– Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши лица и руки.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть,
А вы попробуйте мимикой показать:
1) ем лимон; 2) сердитый дедушка; 3) лампочка зажглась, потухла; 4)кусаете сладкое яблоко; 5) получили подарок и удивились; 6) обиделись; 7)солнечный свет слепит в глаза,8) разболелся живот.
Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно владеете мимикой!
Подошла к концу разминка…
Постарались все сейчас.
Вы героев выбирайте
И нам сказку называйте.
3 задание Игра «Собери сказочные пазлы»
Сказка «Аленький цветочек», «Золотая рыбка».
Чья команда быстрее соберет пазлы и назовёт сказку. Одна команда проверяет у другой.
Играет музыка - релаксация.
Воспитатель: Какая сказка у вас получилась? Замечательно, вы прекрасно справились и с этим заданием!
4 задание «Из какой сказки предмет?»
Дидактическая игра «Сундук со сказками»
Предметы лежат в сундучке. Дети должны выбрать предмет и назвать, из какой он сказки.
1 к. Скалка («Лисичка со скалочкой»,
2 к. Яичко («Курочка Ряба»,
1 к. Туфелька («Золушка»,
2 к. Стрела («Царевна-лягушка»,
1 к. Пирожок («Гуси-лебеди»,
2 к. Ключ («Золотой ключик или приключения Буратино»,
1 к. Банка варенья («Карлсон»,
2 к. Кроватка – орешек («Дюймовочка»,
1 к. Горошина («Принцесса на горошине»,
2 к. Снежинка («Снежная королева»,
1 к. Красная шапочка («Красная Шапочка»,
2 к. Репа («Репка). Слайды.
Физкультурная минутка для всех детей «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы - славная семья козлят,
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться (стоят парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).
5 задание. Сейчас вы должны вспомнить полное имя сказочного героя или предмета (слайды на скорость)
Для первой команды: Для второй команды:
1. Гуси – …лебеди 1. Конек – …горбунок
2. Ковер – …самолет 2. Баба – …яга
3. Скатерть -…самобранка 3. Жар – …птица
4. Сапоги – …скороходы 4. Иванушка – … дурачок
5. Сивка – …бурка 5. Царевна – … лягушка
- Ребята, наша викторина называется «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
-Как вы понимаете эту пословицу?
6 Последнее задание нашей викторины
«Назовите пословицы и поговорки о сказках»
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Не дочитав сказки, не кидай указки!
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Сказка — ложь, а песня – правда.
Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай, да на ус мотай.
3часть. Заключительная.
Рефлексия.
Вот и закончилась наша викторина в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Понравилось ли вам викторина по сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу.
Вы замечательные и очень талантливые ребята.
Пока жюри подводит итоги, дети старшей группы исполнят танец. А сейчас наши знатоки сказок исполнят песню «Волшебная страна».
А теперь подведём итог. Предоставляется слово жюри.
Итоги: Подсчитывается количество заработанных баллов. Объявляются победители.
Воспитатель.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
Воспитатель: На память о нашем занятии – викторине, я дарю вам ребята, книги со сказками.