Антонина Мокроусова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад № 120»
Рабочая программа
по познавательному развитию
«Развивай-ка»
Руководитель кружка : Мокроусова А. В.
Саранск - 2016
Паспорт программы
1 Полное название «Развитие умственных способностей у
детей дошкольного возраста»
2 Автор программы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
3 Дата создания 1999
4 Характеристика
Публикация «Рабочая программа кружка „Развивай-ка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
программы Программа предусматривает :
- обогащение сенсорного опыта детей,
развитие и совершенствование
сенсорных эталонов у
детей младшего дошкольного возраста;
- развитие общения и речи;
- развитие внимания, памяти,
восприятия, мышления;
5 Направление
деятельности Познавательное развитие
6 Сроки реализации 1 год
7 Возраст дошкольников 3-4лет
8 Цель программы Развитие умственных способностей в
комфортной среде.
9 Краткое содержание
программы 1. Игровые упражнения на развитие
моторики, сенсорных эталонов
2. Дидактические игры и упражнения на
развитие мышления, памяти,
воображения, восприятия, внимания в
процессе освоения разнообразных
способов действий в условиях
предметно-действенного и наглядно-
образного сотрудничества
3. Дидактические игры с правилами на
развитие ориентировки в пространстве,
на плоскости листа.
4. Совершенствование изобразительных
навыков и умений
10 Прогнозируемые
результаты 1. Используют основные способы
деятельности, принимают собственные
решения, выражают свои мысли и
желания, контролируют свои
достижения.
2. Проявляют инициативу и
самостоятельность, положительное
отношение к миру, развитое
воображение, мышление,
любознательность.
11 Перспективы развития У детей будут развиты :
- мыслительные операции (анализ,
сравнение, классификация, обобщение);
- познавательные процессы
(восприятие, внимание, память,
воображение);
— мелкая моторика рук и глазомер.
- творческие способности и фантазия,
способность к моделированию и
конструированию.
Проявится интерес к
интеллектуальным играм.
Сформируется стремление доводить
дело до конца.
\\
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Развивайка-ка» обеспечивает
развитие внимания, восприятия, мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей
младшего дошкольного возраста.
Социальными заказчиками деятельности кружка «Развивай-ка»
являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе
результатов опросов. Данные сведения позволили определить
направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
- интеллектуальное развитие детей;
- развитие мышления, внимания, памяти;
- подготовка руки ребенка к письму;
- сенсорное развитие.
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год для
детей 3 -4 лет.
Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий во второй младшей группе 12-15 мин.
Комплектование групп
Группа в соответствии с возрастом
детей Наполняемость групп
Вторая младшая группа 15
Основные направления программы
1. Развитие мелкой моторики, сенсорных эталонов.
Усвоение цвета и их оттенков; названий и отличительных признаков геометрических фигур, сравнение и обобщение предметов по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.).
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, помогают детям уверенно держать карандаши, ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.
2. Развитие мышления, внимания, памяти, воображения,
восприятия.
В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать
закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать
связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.
Развитие воображения построено в основном на материале,
включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до
какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого.
3. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.
4. Совершенствование изобразительных навыков и умений.
Актуальность программы
Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые
познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать,
перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени
разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка».
В процессе мыслительной деятельности ребенок использует
специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого
на части, синтез (мысленное объединение частей в единое целое, сравнение
(установление сходства или различия между объектами, абстрагирование
(выделение существенный свойств предмета и отвлечение от
несущественных, обобщение (мысленное объединение объектов по их
признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе
выделяются более сложные операции, такие как классификация,
систематизация и др.
Новизна программы
Данная программа построена с учетом идей и рекомендаций ученых и практиков, работающих с детьми : Б. П. Никитина, О. В. Боровик, Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, Золтан Дьениша М, Монтессори др.
В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр, головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести:
- использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей;
- подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;
- проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
- свободная, самостоятельная деятельность детей, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому в первый год обучения основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Умелыми
пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев», а также развитию интеллектуальных базовых способностей: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным — работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Принципы, лежащие в основе программы :
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников
выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные
целенаправленные акты мышления.
2. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к
учащимся.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).
Педагогическая целесообразность программы
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста
продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно
меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, мобильной связи,
интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности.
Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того,
чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем
потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать
информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить
решения в различных ситуациях, т. е. научить ребенка думать и размышлять.
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает
существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки
мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают
замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать
их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми
путем практических проб и ошибок, т. е. при помощи предметно-наглядного и
предметно-действенного мышления, являющегося основным видом
мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать,
что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других,
служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка-
то, что нарисовано.
Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т. д.
По мере накопления опыта, мышление ребенка все больше опирается на образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.
Восприятие и мышление — это те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строиться работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, и воображения.
Поэтому, усилия педагогов в детском саду по развитию мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказывается малоэффективными.
Однако, природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться
на самые большие высоты творческой деятельности. Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. И если ребенок научился думать до школы именно думать и размышлять, чтение и письмо к нему приходит само собой, как правило у таких детей нет проблем в освоении математики, в дальнейшем он хорошо понимает алгебру видит и чувствует геометрию и черчение, легко постигает азы информатики,
хорошо справляется с физикой, а как сказал один ученый «физика - это ЖИЗНЬ».
Цель программы : развивать умственные способности детей,
эмоциональную и коммуникативную сферы.
Задачи:
1. Формировать психические познавательные процессы (память,
мышление, воображение, восприятие, внимание).
2. Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.
3. Развивать самостоятельность и инициативу.
4. Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию,
интеллектуальные способности детей.
5. Обогащать опыт самопознания дошкольников.
6. Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
7. Воспитывать коммуникативные навыки.
Формы организации детей:
- индивидуальные;
- подгрупповые;
- групповые.
Формы работы с детьми :
- игра;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- проблемная ситуация.
Методы работы с детьми :
- словесные (беседа, загадки);
- наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- практические (дидактические игры и упражнения, показ способов
действия с предметами, эксперимент).
Планируемые результаты:
- дети выполняют дидактические задания на подбор,
группировку предметов (игрушек);
- сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам);
- обобщают (по выделенным признакам);
- подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;
соотнесение и
- с помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или
возрастанию величины; — понимают слова «побольше», «поменьше», «большой», «маленький», «одинаковые»
- подбирают предметы по заданному признаку;
- ориентируются одновременно в подборе: (цвет и величина, форма и
цвет);
- выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4
цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,
запоминает названия и повторяет за взрослыми;
- пользуются предметами-заместителями;
- научатся следовать устным инструкциям и работать по схемам;
- улучшат свои коммуникативные способности.
Условия реализации программы
1. Наличие дидактических пособий на развитие познавательных
психических процессов.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание
доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях
4. Взаимосвязь с семьей