Надежда Зайцева
Программа по дополнительному образованию для младших дошкольников «Подарочная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Подарочная мастерская» нацелена на развитие мелкой моторики рук и формирование мотивации трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Публикация «Программа по дополнительному образованию для младших дошкольников „Подарочная мастерская“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу, поэтому очень важно начинать занятия с детьми уже с младшего дошкольного возраста. Нужно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук. Во-первых, эта работа влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовит его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Данная программа также решает проблему по воспитанию общественной мотивации трудовой деятельности у дошкольников. Запланированные занятия позволяют вызвать у детей желание сделать что-то полезное для других, доставить другим радость своим трудом (например, сделать подарок маме бабушке к 8 марта, игрушки для малышей, выставку в уголке творчества). Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ :
• Развитие мелкой моторики рук и общее интеллектуальное развитие ребенка младшего дошкольного возраста через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :
• Познакомить детей с разнообразными способами практических действий с различными материалами.
• Развивать у детей мелкую и крупную моторику рук, элементарную ловкость в обращение с мелкими предметами, способность координировать свои движения.
• Развивать восприятие, мышление, воображение, творческие способности детей.
• Создать в группе условия для детского творчества и предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
• Воспитывать у детей усидчивость, старательность во время продуктивной деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Подарочная мастерская» предназначена для занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 2 года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность: младший возраст – 15 минут, средний возраст – 20 минут. Всего: младший возраст 37 занятий в год (9 ч15 мин); средний возраст 36 занятий в год (12 ч 00 мин).
Задачи, решаемые на занятиях, строятся с учетом возрастных особенностей детей, по принципу усложнения.
К каждому занятию ставится соответствующая цель, подбирается материал и оборудование. Формы и методы работы с детьми определяются с одной стороны, особенностями восприятия мира, с другой стороны задачами программного характера.
Организация процесса всегда предполагает активное общение педагога с детьми, обязательно учитывается мнение ребенка и его готовность включится в деятельность.
Занятия включают в себя пальчиковые игры, речевые разминки, практические действия с ножницами, бумагой, кисточкой и красками, пластилином, клеем, природными и бросовыми материалами.
Занятия по программе «Подарочная мастерская» дают возможность ребенку научиться самостоятельно работать, дети могут определять порядок своей творческой деятельности, разнообразно использовать материалы. На занятиях формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: способность слушать и запоминать задание, выполнять его за определенное время; умение планировать работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Программа также способствует развитию коммуникативных качеств и умений взаимодействовать в группе сверстников.
Взаимодействие с родителями осуществляется в виде консультаций, бесед, демонстраций выставок детских работ.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
К концу обучения ребенок:
-умеет правильно держать карандаш, кисточку;
-умеет аккуратно пользоваться клеем;
- умеет пользоваться ножницами;
-умеет аккуратно обводить контур фигуры и закрашивать ее;
-умеет создавать изображения предметов из готовых фигур;
-умеет украшать заготовки из бумаги разной формы.
ДИАГНОСТИКА
Проводится два раза в год (начальная, итоговая) на основе упражнений, предлагаемых детям педагогом. Результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту развития мелкой моторики рук ребенка. При проведении диагностики с детьми среднего возраста задания усложняются.
Упражнения для определения уровня развития мелкой моторики рук ребенка
- пальчиковые:
1. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
3. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть, постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)
7. Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце.
8. Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.
- графические:
1. Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предлагается проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
2. Детям предлагается обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
3. Детям предлагается заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры.
О – Высокий уровень – правильное выполнение задания.
О – Средний уровень – испытывают небольшие затруднения.
О – Ниже среднего – испытывают значительные затруднения.
О – Низкий уровень – неправильное выполнение задания.
Календарно-тематическое планирование
Младшая группа
Сентябрь
1. Тема: «Розовый букет» Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком». Учить детей рисованию тычками. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.
2. Тема: «Кап-кап дождик» Рваная аппликация. Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.
3. Тема: «Божья коровка» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
4. Тема: «Помидорки на грядке» Рисование. Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.
5. Тема: «Урожай яблок» Аппликация с использованием пластилина.
Октябрь
1. Тема: «Дорожка для ежика» Лепка. Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.
2. Тема: «Осенние листочки» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
3. Тема: «Волшебные листочки» Рисование. Учить детей закрашивать вырезанные формы.
4. Тема: «Овощи» Лепка.
Ноябрь
1. Тема: «Далматинец» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
2. Тема: «Оладушки для мишки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивать комочек, выкладывать на импровизированную тарелочку.
3. Тема: «Первый снег» Рисование тычками. Учить детей рисованию «тычками», белой гуашью на синей цветной бумаге.
Декабрь
1. Тема: «В гости к елочке» Аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.
2. Тема: «Бусы для елочки» Лепка. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму, прикреплять бусины к нитке.
3. Тема: «Дед Мороз» Аппликация с использованием салфеток. Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.
4. Тема: «Зажигаем огоньки» Рисование.
5. Тема: «Новогодняя открытка» Аппликация.
Январь
1. Тема: «Снеговик» Аппликация.
2. Тема: «Новогодний подарок» Лепка.
3. Тема: «Рождественские колокольчики» Аппликация с использованием пластилина.
Февраль
1. Тема: «Валентинки» Аппликация.
2. Тема: «Погремушки» Лепка.
3. Тема: «Открытка к 23 февраля» Аппликация.
4. Тема: «Веселый цирк» Аппликация.
Март
1. Тема: «Открытка для любимой мамочки» Аппликация.
2. Тема: «Мимоза» Рисование тычками.
3. «Весенняя капель» Рваная аппликация.
4. Тема: «Куклы неваляшки» Лепка.
5. Тема: «Весенний букет» Рисование.
Апрель
1. Тема: «Подснежники» Рисование тычками.
2. Тема: «Распустились первые листочки» Аппликация с использованием пластилина.
3. Тема: «Домик» Лепка.
4. Тема: «Узор на полоске» Аппликация.
Май
1. Тема: «Салют цветов» Лепка.
2. Тема: «Мать-и-мачеха» Рисование тычками.
3. «Веселый клоун» Аппликация.
4. «Шарики воздушные - ветерку послушные» Рисование.