Наталья кочманова
Рабочая программа кружка «Сенсорика»
▼ Скачать + Заказать документы
2015 г.
«…Истоки творческих способностей
детей и их дарований – на кончике пальцев»
В. А. Сухомлинский
Содержание
• Пояснительная записка
• Теоретическое обоснование, актуальность программы
• Законодательно-нормативное обеспечение программы
• Основные принципы программы
• Направления программы :
• оздоровительное;
• воспитательное;
• образовательное.
• Организационно-методическая деятельность по реализации программы
• Объекты программы
• Формы работы
Публикация «Рабочая программа кружка „Сенсорика“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Принципы комплектования группы и организации работы
• Продолжительность реализации программы
• Методики для диагностики результативности программы
• Цель программы
• Задачи программы
• Предполагаемый результат
• Учебный план
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность программы
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого–педагогических исследований.
.
Основные принципы программы
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
• Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
• Принцип единства диагностики и коррекции.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
• Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
• Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
• Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
• Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
• Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
• Дети 1 -2года.
• Семьи детей посещающих детский сад.
• Педагогический персонал детского сада.
Формы работы :
• Групповые занятия.
• Индивидуальные занятия.
Принципы комплектования группы и организации работы
• Учет интересов и способностей детей.
• Желание родителей.
• Добровольное участие.
• Недирективность позиции взрослого.
• Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы :
Данный курс состоит из 64 занятий по 7-10 минут каждое. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения и столько же для второго года обучения.
Методики для диагностики результативности реализации программы
• Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни ВолосовойЕ. Б.
• Методика Г. В. Бурменской,
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
• Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
• Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи для первого года обучения (1 -2 года)
• Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.
• Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
• Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
• Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Задачи для второго года обучения (2-3 года)
• Развитие зрительных ощущений: учить различать и называть форму, размер, цвет предмета, формировать представления об оттенках, развивать способность при рассмотрении картины видеть, как с помощью цвета достигается художественная выразительность изображения.
• Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и правильно их называть (гладкий, мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
• Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
• Развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
• Ориентирование во времени: усвоение представлений о частях суток.
Предполагаемый результат
После первого года обучения (1-2 года)
• Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
• Различают запах, вкус, качество материала.
После второго года обучения (2-3 года)
• Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.
• Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
• Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая).
• На ощупь различают качество предметов и их называют.
• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
• Различают запах, вкус, качество материала.
• Начинают ориентироваться во времени.
Предполагаемый результат
Первый год обучения (1-2 года)
• Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
• Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
• Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
• Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
• Различают запах, вкус, качество материала.
Второй год обучения (2-3 года)
• Дети различают и называют цвета спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый.
• Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
• Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов (машина красная, кошка пушистая).
• На ощупь различают качество предметов и их называют.
• Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
• Различают запах, вкус, качество материала.
• Начинают ориентироваться во времени.