Татьяна Паркина
Рабочая программа кружка «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Азбука безопасности»
Введение
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
Публикация «Рабочая программа кружка „Азбука безопасности“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Азбука безопасности» для подготовительной группы МДОУ «Детский сад №98» составлена на основе программы «Детство», а также программы «Азбука безопасности» Н. В. Коломеец, учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеевой;
Программа ориентирована на обеспечение безопасности ребенка 6-7 лет, индивидуализацию личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; программа способствует развитию личностных качеств, которые помогут детям адаптироваться в обществе, а также приобретению детьми определенного навыка поведения, опыта, развитию общения детей.
Новизна. В основе программы лежит психолого-педагогических подход, который позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Актуальность. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными отрицательно-бытовыми факторами.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными жизненными ситуациями.
Цель программы: формирование культуры безопасного поведения у дошкольника в окружающей среде.
Задачи программы:
1. Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:
• предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
• психологическая готовность к действиям;
• адекватное реагирование на ситуацию.
2. Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности (по своей инициативе что-либо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать полученный результат).
3. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.
Программа направлена:
• на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
• на формирование у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
• на овладение ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
Программа включает в себя работу по 6 разделам, содержание которых отражают изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым построена работа с детьми:
• Ребенок на улицах города
• Ребенок дома
• Ребенок и другие люди
• Здоровье ребенка
• Ребенок и природа
• Эмоциональное благополучие ребенка.
Методы реализации программы.
• Проблемное и игровое обучение
А также:
• Метод убеждения
• Развивающие методы
• Метод побуждения к сопереживанию
• Метод эмоциональной отзывчивости
• Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:
• системности;
• интеграции
• сезонности
• координации деятельности педагогов
• преемственности
• доступности
• развивающего воспитания.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Режим занятости: 1 раз в неделю, 30 минут.
Каждое занятие включает в себя теоретический и практический материал в соответствии с разделами воспитательно-образовательной деятельности.
Итоги освоения программы:
• Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
• Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого.
• В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения: учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.
• Ребенок владеет основание безопасного поведения. Знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; знает свой адрес; избегает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает некоторые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет осторожность при встрече с животными, соблюдает правила дорожного движения; поведения в транспорте.
Педагогическая оценка усвоения программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений педагога, результатов практической деятельности. А также с помощью методик «Понимание сюжетных картинок», «Незаконченные истории».
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы.
Работа с родителями предполагает: папки-раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, анкетирование, буклеты, памятки, совместные с детьми развлечения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Методическое обеспечение программы
Организация предметно-развивающей среды
• уголок безопасности
• разметка на участке детского сада
• светофор
• настольно-печатные, дидактические игры
• иллюстрированный материал
• машины, велосипеды
• маски для инсценировок
• познавательная литература
• раскраски
• художественная литература
• наглядная информация для родителей.
Методы:
• метод убеждения
• игровые и развивающие методы
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Приемы:
• Рассказ
• Беседа
• Ролевая игра
• Дидактические игры
• Чтение рассказов, стихов
• Рассматривание иллюстраций
• Наблюдение
• Экскурсии
• Целевая прогулка
Виды деятельности:
• Занятие
• Игры различных видов
• Разрешение проблемных ситуаций
• Развлечение и спортивные мероприятия
• Целевые прогулки, экскурсии.
Материально-техническое обеспечение:
• Выбор оптимальных условий и площадок для проведения мероприятий
• Материалы для оформления и творчества детей
• Наличие канцелярских принадлежностей
• Аудиоматериалы, видеоматериалы
• Видеотехника.
Учебно-тематический план.
№ п/п раздела, темы Наименование раздела, темы Количество часов
Раздел Тема
I Вводное занятие
Мониторинг выявления знаний, умений и навыков 2 1
1
II
1
2
3
4 Ребенок на улицах города.
Азбука безопасности со Смешариками
Дорожные знаки
Улицы города
Движение по улицам города 4
1
1
1
1
III
1
2
3
4
5
6
7
8 Ребенок дома
Опасность электроприборов. Травматизм.
Будь осторожен с колющими и режущими предметами.
Телефоны службы экстренной помощи.
Лифт. Как действовать если застрял в лифте.
Шалости с огнем.
Спичка.
В гости к пожарным.
Не бойся огня. Наряжаем елку. 8
1
1
1
1
1
1
1
1
IV
1
2
3 Ребенок и другие люди.
Один дома.
Незнакомец дома. Незнакомец на улице.
Я самый младший в школе. 3
1
1
1
V
1
2
3
4 Здоровье ребенка.
Об удивительных превращениях пищи в нас.
Не бойтесь уколов ребята.
Микробы и вирусы.
Здравоохранение нашего города. 4
1
1
1
1
VI
1
2
3
4 Ребенок и природа.
Осторожно я кусаюсь.
Метель, гроза.
Грибной калейдоскоп.
Дети, берегите природу. 4
1
1
1
1
VII
1
2
3
4 Эмоциональное благополучие ребенка.
Школа.
Я и мой брат. Я – новенький.
Я рисую свой страх.
Моя дорога в школу. 4
1
1
1
1
VIII
Безопасность прежде всего.
Мониторинг. Рекомендации родителям. 3 1
2
Карта обследования уровня сформированности
навыка безопасного поведения
у детей 6-7 лет.
Время проведения: ___
№ п/п Ф. И. ребенка Ребенок на улицах
города Ребенок дома Ребенок и другие люди Здоровье
ребенка Ребенок и природа Эмоциональное благополучие ребенка
Уровень развития
В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Содержание программы
Занятие №1
Вводное занятие
Тема: Знакомство с детьми
Цель: Познакомиться с детьми, наладить дружеские взаимоотношения
Материал : листы бумаги, фломастеры, мяч
Теория: беседа «Давайте познакомимся»
Практика : игра «Мое имя», рисование «Моё желание»
Занятие №2
Мониторинг выявления знаний детей о правилах безопасного поведения.
Цель: выявить представления детей о правилах безопасности поведения
Материал: диагностические карты
Теория: беседа по сюжетным картинкам
Практика: рассматривание картинок детьми
Занятие №3
Тема: Азбука безопасности со Смешариками
Цель: нацелить детей на изучение ими дорожных знаков на примере героев мультфильма «Смешарики»
Материал : DVD-диск «Азбука безопасности со Смешариками», проектор
Теория: Беседа по содержанию мультфильмов
Практика: Просмотр мультфильмов «Дорожные знаки», «Знакомые знаки», «в защиту юного пешехода»
Занятие №4
Тема: «Дорожные знаки»
Цель: формировать знания детей о дорожных знаках (указательные, запрещающие, знаки сервиса)
Материал : макеты дорожных знаков, светофора, карандаши, дидактическая игра «Собери знак»
Теория: Рассказ «Знаки указательные, запрещающие, знаки сервиса», чтение стихотворений о дорожных знаках
Практика: д/и «Собери знак», рисование «Дорожные знаки»
Занятие №5
Тема: «Улицы города»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улицах, передвижении транспорта
Материал: макет «Внимание дорога!»
Теория: беседа «Способы передвижения транспорта», «Проблемная ситуация», «Как Петя шел в детский сад»
Практика: физкультминутка «светофор»
Занятие №6
Тема : «Движение по улицам города»
Цель: закрепить знания детей о движении : одностороннем, двухстороннем, умении оценивать дорожную обстановку перехода проезжей части, регулировании движения
Материал: макеты «Дорожные знаки», «Светофор», машины
Теория: беседа «одностороннее и двухстороннее движение»
Практика: с/р игра «Мы- пешеходы», «Мы пассажиры», проигрывание ситуаций «Движение по улицам города»
Занятие №7
Тема: «Опасность электроприборов. Травматизм»
Цель: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме, травматизма на основе личного опыта персонажей.
Материал : DVD-диск «Азбука безопасности со Смешариками»
Теория: беседа «Опасности электроприборов»
Практика: просмотр мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками»
Занятие №8
Тема: «Будь осторожен с колющими и режущими предметами»
Цель: закрепить знания детей об опасных предметах для жизни и здоровья, учить пользоваться ими
Материал: игрушечные предметы
Теория: Рассказ «Опасные и нужные предметы», загадки о них
Практика: проигрывание проблемных ситуаций
Занятие №9
Тема: «Телефоны службы экстренной помощи 01,02,03»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения в экстренных ситуациях, о вызове пожарной службы, милиции, скорой помощи, специальном транспорте.
Материал: картинки «Специальный транспорт», «01», «02», «03», листы бумаги, карандаши, телефон
Теория: беседа «Телефоны экстренной службы», Специальный транспорт»
Практика: проигрывание ситуации «Вызов пожарной службы, скорой помощи, полиции». Зарисовка номеров «01», «02», «03»
Занятие №10
Тема: «Лифт. Как действовать, если застрял в лифте»
Цель: познакомить детей с видами лифта, правильным пользованием, правилами безопасности в нем
Материал : картинки с изображением видов лифта
Теория: беседа «Лифт. Как действовать, если ты застрял в лифте»
Практика: проигрывание ситуации
Занятие №11
Тема : «Шалости с огнем»
Цель: познакомить детей с последствиями шалостей с огнем на примере героев мультфильма
Материал: DVD-диск «Азбука безопасности со Смешариками»
Теория: беседа по сюжету мультфильмов
Практика: просмотр и анализ мультфильмов на тему «Шалости с огнем»
Занятие №12
Тема: «Спичка»
Цель: формировать представление о спичках, как об опасном предмете, воспитывать чувство самосохранения
Материал: цветная бумага, листы, сюжетные картинки, модели пожарной машины, топора, лопаты, огнетушителя
Теория: беседа «спичка- опасный предмет». Загадки на пожарную тематику
Практика: с/р игра «Кошкин дом», аппликация «Спичка»
Занятие №13
Тема: Экскурсия в пожарную часть
Цель: Познакомить детей с работой пожарных
Занятие №14
Тема: «Не бойся огня»
«Наряжаем ёлку»
Цель: обучить детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным способам выхода из них, сформировать навыки безопасного поведения в период новогодних праздников
Материал : куртки, две веревки, мяч, одеяло, телефон, ёлка, музыкальное сопровождение, сюжетные картинки
Теория: описание ситуаций на пожарную тематику
Практика: игра «Вызови пожарных», игра- энергизатор «Пожарные», проигрывание ситуаций «Пожар. Новогодняя ёлка»
Занятие №15
Тема: «Один дома»
Цель: формировать представление о том, почему нельзя открывать двери посторонним, познакомить с противоположными качествами людей
Материал: картинки с изображением разных людей, фишки черного и желтого цвета
Теория: беседа «Внешность обманчива», знакомство с алгоритмом поведения в сложной ситуации
Занятие №16
Тема: «Незнакомец дома. Незнакомец на улице»
Цель: формировать правила поведения с незнакомыми людьми на примере сказочных героев
Материал : маски животных
Теория: рассказывание сюжетов из сказок
Практика: психогимнастика «Злюка», создание и решение проблемных ситуаций
Занятие №17
Тема : Я самый младший в школе
Цель: профилактика возникновения неприятных ситуаций взаимодействия младших детей со старшими
Материал :сюжетные картинки
Теория: Беседа «Взаимодействие младших детей со старшими»
Практика: пословицы и поговорки по тематике, анализ сюжетных картинок, диалог детей по теме
Занятие №18
Тема: «Микробы и вирусы»
Цель: рассказать детям об инфекционных болезнях и их возбудителях- микробах и вирусах
Материал: изображение микроскопа и микробов (их размножение)
Теория: рассказ «Микробы и вирусы», чтение рассказа Д. Орловой «Как Стобед решил убить микробов и заболел ими»
Практика: рассматривание микроскопа, сюжетных картинок
Занятие № 19
Тема: «Об удивительном превращении пищи в нас»
Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами, учить ребят понимать свой организм
Материал: плакат с изображением пищеварительного тракта, игровые атрибуты- муляжные пищевые продукты питания, длинная веревка, яблоки
Теория: рассказ о пищеварительном тракте, строении
Практика: Проба яблока на вкус яблока. Д/и «Полезная и вредная пища»
Занятие №20
Тема: «Не бойтесь уколов, ребята»
Цель: познакомить детей со значением прививок, формировать положительное отношение к своему организму
Теория: чтение рассказа Д. Орловой «Не бойтесь уколов, ребята»
Практика: физкуотминутка «Доктор Айболит»
Занятие №21
Тема: «Зравоохранение нашего города»
Цель: дать детям представление о здравоохранении нашего города (больницы, поликлиники, аптеки, травмпункты), их необходимости в жизни людей
Материал: картинки с изображением больниц, атрибуты к игре «Больница»
Теория: показ картинок по теме
Практика: с/р игра «Больница»
Занятие №22
Тема: «Осторожно, я кусаюсь!»
Цель: способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с насекомыми, животными
Материал: предметные картинки
Теория: беседа «Опасность при контактах с животными и насекомыми», загадки по теме
Практика: разыгрывание ситуаций «Злая собака», «Осы»
Занятие №23
Тема: «Метель. Гроза»
Цель: научить детей вести себя при грозе, метели
Материал: сюжетные картинки, макет деревьев, зонт
Теория: рассказ воспитателя о природных явлениях (метель,гроза)
Практика: обыгрывание ситуации «Гроза»
Занятие №24
Тема: «Грибной калейдоскоп»
Цель: закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах
Материал: картинки с изображением грибов, настольная игра «Грибы»
Теория: беседа о съедобных и ядовитых грибах, загадки «Грибной калейдоскоп»
Практика: настольная игра «Грибы»
Занятие №25
Тема: «Дети, берегите природу!»
Цель: содействовать экологически правильному отношению ребенка к природе
Материал: рисунки детей
Теория: чтение рассказа «Как Стобед обидел бабочку и чем это закончилось»
Практика: оценка своих рисунков детьми на тему «Берегите природу!»
Занятие №26
Тема: «Школа»
Цель: снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе
Материал: столы, доска, маски животных, канцелярские принадлежности
Теория: знакомство детей с правилами поведения в школе
Практика: игра «Лесная школа»
Занятие №27
Тема: «Я и мой брат», «Я- новенький»
Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека
Материал: схематические рисунки, изображающие разные эмоциональные состояния
Теория: беседа по схематическим рисункам
Практика: с/р игра «Я новенький», «Кто прав»
Занятие №28
Тема: «Я рисую свой страх»
Цель: научить детей справиться со своими страхами
Материал: бумага, карандаши, краски
Теория: чтение стихотворения С. Я. Маршака «Чего боялся Петя»
Практика: рисование «Мой страх»
Занятие №29-30
Тема: «Дорога в школу»
Цель: разработка совместно с родителями безопасного маршрута от дома до школы
Материал: макеты «Моя дорога в школу»
Практика: конкурс на самый безопасный маршрут
Занятие №31
Тема: «Безопасность прежде всего»
Цель: способствовать закреплению знаний, умений и навыков у детей и родителей на тему «безопасность»
Практика: игры, конкурсы, эстафеты, ребусы, кроссворды
Занятие №32-33
Мониторинг и обработка результатов
Занятие №34
Рекомендации родителям по результатам мониторинга
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учеб. пособ. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева [и др. ]. – СПб. : Детство-Пресс, 2007.
2. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора (ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения) / Т. Ф. Саулина. – Издательство Мозаика-синтез, 2010.
3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2007.
5. Аромштам, М. Дети смотрят мультфильмы. Психолого-педагогические заметки / М. Аромштам. – М. : Чистые пруды, 2006.
6. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. – М. : Просвещение, 2001.
7. Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н. А. Бойченко. – Киев: Радянска школа, 1982.
8. Галич, Г. В. Творческие подходы к процессу обучения детей правилам дорожного движения с использованием интегрированных занятий (из опыта работы педагогического коллектива МОУ ДО «Детского сада №3204» САО г. Омска) / Г. В. Галич, З. И. Ермолова. – Омск, 2003.
9. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Комлева, Л. А. Дорога и дети / Л. А. Комлева. – М. : Калан, 1998.
11. Кононова, И. В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников / И. В. Кононова. – 3-е изд. – М. : Айрис-Пресс, 2008.
12. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Ростов-н/Д. :Феникс, 2008.
13. Малашенкова, В. А. Программа «Природа и человек» / В. А. Малашенкова. – Омск, 1994.
14. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. – М. : Просвещение, 1986.
15. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок / авт. -сост. О. В. Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2006.
16. Сайкина, Е. Г. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений / Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирелева. – СПб. : Детство-Пресс, 2005.
17. Усачев, А. Основы безопасности жизнедеятельности / А. Усачев. – М. : Аст, 1997.
18. Шинкарюк, С. А. Правила безопасности дома и на улице / С. А. Шинкарюк. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.
19. Шипицына, Л. М. Азбука общения / Л. М. Шипицына. – СПб. : Детство-Пресс, 1998.
20. http://vospitatel.resobr.ru/subscribe/
21. http://doshkolnik.ru/det/vospitatel/animals.php