Юлия Макушкина
Рабочая программа второй младшей группы на 2015–2016 год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Макушкиной Юлии Ивановны
вторая младшая группа
на 2015 – 2016 год
Саранск 2015
Содержание:
1 Целевой раздел….3
1.1 Пояснительная записка…3
1.2 Планируемые результаты освоения программы…. 5
2 Содержательный раздел…. …. 8
2.1 Учебный план ООП ГО во второй младшей группе МДОУ «Детский сад №93» Саранск….…8
2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе….9
Публикация «Рабочая программа второй младшей группы на 2015–2016 год» размещена в разделах
2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе….…12
2.4 Взаимодействие с семьей, с социумом….….15
2.5 Планирование работы с детьми в группе : все виды планирования…20
2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками…20
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная…. 20
3 Организационный раздел…. ….23
3.1 Оформление предметно-пространственной среды…. ….23
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности…. …. …. …25
3.3 Перечень методических пособий…. …. 31
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №93» г. о. Саранск и программы «Детство» под редакцией Бабаевой Т. И в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практиковаться в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем детстве
Социально-коммуникативное развитие
• наблюдается динамика непосредственного эмоционального общения со взрослым, эмоциональное благополучие детей;
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• развитие готовности и способности к обобщению со взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.
Физическое развитие
• развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.
Познавательное развитие
• от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Речевое развитие
• владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
• стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;
• проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.
Музыкальное развитие
• интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;
• проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;
• эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Художественное развитие
• ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;
• формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто, создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;
• ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Учебный план ООП ДО во второй младшей группе
МДОУ «Детский сад №93» г. Саранска.
Направление развития Виды деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю
Физическое развитие Двигательная деятельность Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные 3 раза в неделю по 15 минут
Социально-
коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы Ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ Не более 15 минут
Игровая деятельность Сюжетно-ролевые, дидактические и др. В режимные моменты
Познаватель-ное
развитие Познавательно-исследовательская деятельность ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины В режимные моменты
ФЭМП Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины 2 раз в месяц по 15 минут
Речевое развитие Развитие речи Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций 1 раза в неделю по 15 минут
Чтение художественной литературы
Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, 1 раз в неделю по 15 минут
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность Рисование
Лепка
1 раза в неделю по 15 минут
2 раз в месяц по 15 минут
Конструирование Конструирование из природного и иного материала. 2 раз в месяц по 15 минут
Музыкальная деятельность Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения 2 раза в неделю по 15 минут
2.2 Перечень методических пособии, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Направление развития методическое пособие наглядно-дидактическое пособие рабочие тетради
«Познавательное развитие»
Математика для детей 3-4 лет (методическое пособие, Е. В. Колесникова ФГОС ДО «ТЦ Сфера», 2016г.
«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста(3-4 лет)» А. И. Масягина «Детство - Пресс», 2015.
Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет, Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская
«ТЦ Сфера», 2016г Картотека дидактических игр по математике, обучающие карточки, геометрические фигуры, дидактические игры по экологии. Математика для детей 3-4 лет Е. В. Колесникова ФГОС ДО «ТЦ Сфера», 2016г.
«Речевое развитие»
Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. И доп. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера
Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. / Ушакова О. С. – М. : ТЦ Сфера
Беседы по картинке: Времена года/Худ. И. Ф. Дукк. / Гусарова Н. Н – СПб. : «Детство –Пресс» Картотека речевых игр
Картотека артикуляционной гимнастики
Картотека игр на развитие речевого дыхания
Картотека скороговорок, чистоговорок, потешек, обучающие карточки, художественная литература
Социально-коммуникативное развитие»
Мы в Мордовии живем: региональный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева [и др. ]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015 Обучающие карточки,
Картотека игр-драмматизаций, тематические альбомы, папки-передвижки, дидактические игры по ПДД, дидактические игры по региональному компоненту
Физическое развитие
Художественно-эстетическое Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство» : планирование, конспекты. Средняя группа/ авт. -сост. Н. Н. Леонова. - Волгоград: Учитель,2014
Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. / авт. -сост. Н. Н. Леонова. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»
Конструирование с детьми 3-4 лет, О. Э. Литвинова «Детство - Пресс», Санкт – Петербург, 2015.
Обучающие карточки, тематические альбомы, художественная литература, конструкторы.
Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. Н. В. Шайдурова., «Детство - Пресс», 2015.
2.4 Взаимодействие с семьей, социумом.
Смотреть план работы с родителями.
2.5 Планирование работы с детьми в группе.
См. приложение №1
- Перспективное планирование
- Календарно-тематическое
- Годовое планирование мероприятий
2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие)
1) Климатические особенности
Погода Мордовии характеризуется ее климатическими особенностями, что, в свою очередь, обусловлено географическим положением: республика располагается в умеренном поясе центра Восточно-Европейской равнины, где установлена чёткая выраженность сезонов года.
Мордовия расположена в зоне континентального климата с холодной снежной зимой и теплым летом. Температура воздуха летом колеблется от +15 до +25 градусов. Зимой - от -8 до -18 градусов. Среднегодовое количество осадков ~ 450-500 мм. Преобладают осадки тёплого периода (апрель - октябрь) - 70%. Наибольшее количество осадков выпадает в июле (около 65 мм, минимальное в феврале (15-30 мм).
В течение весеннего периода выпадает 75 - 80 мм осадков. Весной отмечается наибольшее разнообразие в характере погодного режима: от суховейно-засушливого до сильно морозного. В мае испарение превышает количество осадков. В весенний период в ландшафтах наблюдается активизация геолого-геоморфологических процессов (оползни, плоскостная и линейная эрозия и др.).
Лето на территории Мордовии начинается в третьей декаде мая при переходе средних суточных температур через 15 °C. Его продолжительность составляет 115 - 120 дней.
Осень начинается, когда на почве появляются первые заморозки. Этот период на территории республики приходится на 20 - 24 сентября. Количество осадков в осенний период по сравнению с летним уменьшается, они выпадают в виде дождя, снега, мокрого снега, ледяной крупы.
Устойчивый снежный покров обычно устанавливается в конце ноября. Режим погоды осенью варьирует от суховейно-засушливой в начале сезона до умеренно морозной в конце.
1) Демографические особенности:
Во второй младшей группе №9 списочный состав 23 человек, из них - 13 мальчиков и 10 девочек.
21 детей воспитываются в полных семьях.
У 2- мать-одиночка.
3) Национально – культурные особенности:
Среди детей 6 мордвинов и 16 русских, 1 татарин.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях поселка.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Мордовии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы.
Детский сад в реализации данного направления использует региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» (соответствует ФГОС)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Оформление предметно – пространственной среды.
Предметно развивающая среда во второй младшей группе построена в соответствии с программой «Детство» Т. И. Бабаевой, т. е. учитывается:
Организация предметно-пространственной среды во второй младшей группе.
Центр развития Материалы и оборудование
ИГРОВОЙ ЦЕНТР Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).
Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).
Шофер: копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.
Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.
Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.
Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.
2. Оборудование для режиссерской игры: наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда); животные (сказочные, реалистичные; неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки.
ЦЕНТР ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Театрализованная деятельность
1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
2. Кукольный театр.
3. Театр из игрушек-самоделок.
4. Театр резиновых игрушек.
5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
6. Клубковый театр.
7. Театр марионеток.
8. Плоскостной театр.
9. Теневой театр.
10. «Уголок ряженья» : костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.
2. Образцы построек и поделок.
3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.
4. Палочки.
5. Наборы для моделирования
ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки
«МАГАЗИН»
Предметы-заместители: касса, весы, весовые гири, деньги, пакетики с «продуктами» : сахарный песок, мука, макароны, крупы, горох, бобы. Баночки, бутылочки маленьких размеров из пластика, картона, таблички с наборами продуктов, овощей, фруктов для блюд: суп, борщ, каша, компот; наборы овощей, фруктов из пластмассы, картона, фанеры, объемные из клеенки, набитой внутри поролоном; муляжи - продукты (булочки, пирожки) : сумочки, корзиночки из разных материалов (пластмассовые, плетеные, матерчатые, плоскостные из картона, клеенчатые.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Трюмо с зеркалом, расчески, щетки, игрушечные наборы для парикмахерских.
«СПАЛЬНЯ»
Кроватки с постельными принадлежностями по размеру кровати (матрац, простыня, одеяло, пододеяльник, подушка, наволочка, покрывало, люлька-качалка с постельными принадлежностями для нее. Куклы-младенцы в конвертах. Шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол-младенцев, одежда для кукол мальчиков, девочек, наборы зимней и летней одежды.
«КУХНЯ»
Кухонный стол, стулья, кран, плита, полка или шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька, ковшик и т. д., набор овощей и фруктов (из папье-маше,
«ПРАЧЕЧНАЯ»
Гладильная доска, утюжки, одежда куклы, игрушечное постельное белье
«БОЛЬНИЦА»
Кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина - красный крест, фонендоскоп, градусник.
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности.
Организация жизнедеятельности воспитанников во второй младшей группе в течение дня
(холодный период года)
1.3 Перечень методических пособий.
№ п/п Образовательная область Общеобразовательные программы Педагогические методики, технологии
1 Физическое развитие «Детство»
(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.) 1. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду.
2. Кобзева Т. Г., Холодова И. А. Организация деятельности детей на прогулке.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.
4. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Физкультурные минутки.
5. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.
2 Социально-коммуникативное развитие 1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
2. Безопасные сказки.
3. Гальцова Е. А. Удивительные истории о животных: инсцинировки, миниатюры. Постановки для детей 4-6 лет.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
5. Лыкова В. В., Шипунова В. А. Азбука безопасного общения и поведения.
6. Меремьянова О. Р. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет.
7. Павлова Г. Я. Безопасность: знакомим дошкольни ков с источниками опасности.
8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях.
10. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.
11. Шорыгина Т. А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание.
3 Познавательное развитие «Детство»
(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.) 1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
3. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников (3-4 лет).
4. Павлова Л. Ю. Сборник дид. игр по ознакомлению детей с окружающим миром.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка.
4 Речевое развитие «Детство»
(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.) 1. Беседы о Великой Отечественной войне.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
3. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет: конспекты занятий.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
5. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях.
7. Ушакова О. С. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, метод. Рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.
8. Шорыгина Т. А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание.
5 Художественно-эстетическое развитие «Детство»
(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.) 1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Комплексное перспективное планирование. Подготовительная группа.
2. Голицина Н. С. Занятия в детском саду.
3. Дьяченко В. Ю Естествознание, изобразит. искусство, художественный труд.
4. Гербова В. В., Ильчук Н. П. Книга для чтения в детском саду.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.
7. Куцаева Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий.
9. Лиштван З. В. Конструирование.
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
11. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду.
12. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду.
13. Новикова И. В. Конструирование из природных материалов в детском саду.
14. СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.
15.. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду.
16. Швайко Г. С. Занятия по изодеятельности в детском саду.