Светлана Калева
Рабочая программа на 2015–2016 учебный год (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи реализации Программы
3. Принципы и подходы к формированию Программы
4. Планируемые результаты освоения Программы
5. Система оценки результатов освоения Программы
II Содержательный раздел
1. Возрастные особенности психофизического развития
детей дошкольного возраста
2. Содержание образовательных областей
2.1. Социально – коммуникативное развитие
2.2. Познавательное развитие
2.3. Речевое развитие
2.4. Художественно – эстетическое развитие
2.5. Физическое развитие
Публикация «Рабочая программа на 2015–2016 учебный год (старшая группа)» размещена в разделах
3. Развитие игровой деятельности
III Организационный раздел
1. Календарно – тематическое планирование
2. Ежедневная организация жизни и деятельности детей
3. Организации развивающей предметно-пространственной среды
4. Материально-техническое обеспечение Программы
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Методологической основой рабочей программы является комплексное перспективное планирование на основе ООП СП ДС «Клубничка», которое позволить структурировать воспитательно-образовательный процесс с воспитанниками старшей группы.
Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционным ценностям.
Рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 336 с. ; основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП ДС «Клубничка», положения о рабочей программе, других нормативных документов (см. целевой раздел ООП СП ДС –«Пояснительная записка»).
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2. Цели и задачи реализации рабочей программы
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования основной целью реализации рабочей программы является - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннем возрасте, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Основными задачами рабочей программы являются :
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, литературного чтения.
Для достижения цели и задач программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Рабочая программа выстроена на тех же принципах, как и ООП СП ДС «Клубничка» (см. целевой раздел ООП СП ДС –«Принципы и подходы к формированию Программы»).
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа в соответствии с ФГОС ДО:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Наименование принципа
Определение принципа
Реализация в рабочей программе
Принцип развивающего образования
Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
В конспектах занятий формулируются развивающие задачи;
Подобран материал под разные уровни развития ребенка
Принцип научной обоснованности
Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Не используются программы, методические разработки не имеющие научного обоснования
Принцип практической применимости
Содержание программы должно иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования
Содержание образования связано с практической деятельностью и жизнью дошкольника;
Детям даются те знания, которые дошкольник может использовать в практической деятельности
Принцип соответствия критериям полноты и достаточности
Позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»
Воспитанники не перегружаются лишней информацией;
При подборе изучаемого материала учитываем физиологические и возрастные особенности воспитанников
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста
в процессе реализации Программы формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
В конспектах мероприятий планируется решение трех групп задач (воспитательные, развивающие и обучающие)
Принцип интеграции образовательных областей
Программа строится в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
Основой интеграции является воспитание по целям и задачам;
Работа музыкального руководителя планируется по видам деятельности
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
Основой данного принципа является тематическое планирование – особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени
В основу работы положены «Тематические недели»
Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
Программа ориентирована на решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования
Планируем и непосредственную образовательную детскую деятельность и режимные процессы и организацию среды.
Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
При организации работы планируются разнообразные формы работы с детьми
Принцип дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения
Осуществляется этот принцип через проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
В конспектах мероприятий планируются индивидуальные траектории для воспитанников, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребёнку и его всестороннее развитие.
Принцип личностной ориентированности
Программа включает описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей
Планирование осуществляется с опорой на опыт ребенка;
Организовано взаимодействие с семьями воспитанников