Татьяна Георгиевна Курулева
Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
(6–7 лет)
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с ООП детского сада № 200 «Волшебный башмачок», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Публикация «Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• Конституция РФ, ст. 43, 72.2
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
• Закон РФ «Об образовании».
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Типовое положение о ДОУ.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
• физическому,
• социально-коммуникативному,
• познавательному,
• речевому,
• художественно – эстетическому.
Цель программы :
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненная позиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение традиций и национальных ценностей.
Реализация поставленных целей происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия каждого ребенка.
2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания форм дошкольного образования, с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Программа решает задачи развития ребенка в соответствии с образовательными областями.
Задачи социально-коммуникативного развития:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи познавательного развития:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи речевого развития:
• овладение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи художественно-эстетического развития:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи физического развития:
• приобретение опыта двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
• приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) (п. 1.4.) основная общеобразовательная программа МБУ детского сада №200 «Волшебный башмачок», а также организация на ее основе воспитательно-образовательного процесса базируется на следующих принципах.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса
№ п/п Наименование принципа Определение принципа
1. Принцип развивающего образования Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. В этом контексте принимается как основополагающая позиция, сформулированная Л. С. Выготским: обучение ведет за собой развитие (обучение понимается нами широко, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором и происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта). Применение принципа развивающего образования ориентирует педагога на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости Согласно которому:
1. Содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
2. Отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей.
3. Принцип интеграции Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:
• поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л. С. Выготский);
• «схватывание целого раньше частей позволяют ребенку «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…» (В. В. Давыдов);
• «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев).
Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции реализуется:
• через интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей);
• интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста;
• интеграцию различных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотек, клубов) и групп детей дошкольного возраста, предоставляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.
4. Комплексно-тематический принцип Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса тесно взаимосвязаны с интеграцией детских деятельностей.
5. Принцип адаптивности Реализуется:
• через адаптивность предметно-развивающей среды каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
• адаптивность ребенка к пространству дошкольного учреждения и окружающему социальному миру.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом индивидуальных особенностей.
7. Принципы дифференциации и индивидуализации Сочетание принципов дифференциации и индивидуализации. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
8. Принцип гуманизации Это:
• признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
• признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
• уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса
9. Принципы непрерывности и системности Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы.
Основная общеобразовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
Основные принципы формирования основной общеобразовательной программы МБУ детского сада № 200:
Основные принципы организации воспитательно-образовательного процесса
№ п/п Наименование Содержание
1. Личностно-ориентированный принцип Задача педагога заключается в организации образовательной среды, предполагающей реализацию индивидуальных потребностей детей и эффективного накопления ими личного опыта. Образовательная среда в данном случае дает возможность развития индивидуальных интересов и потребностей детей и изменяется вместе с ростом и развитием их интересов и потребностей. Соответственно и педагог не выступает более в качестве неизменного носителя и транслятора «окаменевших» образцов, а гибко изменяется вслед за изменениями детей.
В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания личностно-ориентированное направление может быть опознано по следующим признакам (таблица 1) :
Таблица №1
Параметры Личностно-ориентированная модель
Субъекты образовательного процесса Педагог.
Родители.
Ребенок.
Кредо педагога Вера в способности ребенка.
Цели образовательного процесса Полноценное проживание возраста.
Самореализация ребенка.
Формирование и развитие способностей.
Информация о ребенке, положенная в основу действия педагога Потребности и интересы ребенка.
Субкультура семьи.
Слабые и сильные стороны.
Зона ближайшего развития.
Основания оценки информации о ребенке Целостная картина развития.
Условия жизни.
Мнение экспертов и родителей.
Способы получения информации о ребенке Наблюдение за ребенком.
Изучение продуктов творчества.
Беседы с ребенком и родителями.
Педагогическая и психологическая диагностика.
Тип образовательного взаимодействия с ребенком Личностное общение, поддержка, помощь, вызов (озадачивание, обучение, косвенное влияние через среду, запрет, объяснение, обсуждение.
Ближайшие цели взаимодействия Активизация и культурная поддержка спонтанной творческой деятельности, научение.
Параметры индивидуализации Эмоционально-личностные особенности.
Стиль научения.
Функциональные возможности.
Место и время обучения Носит сквозной характер (игра, общение, совместная деятельность, прогулка).
Любой опыт является учебным.
Дети учатся друг у друга.
Содержание обучения Складывается на основе базовых образовательных задач по ходу взаимодействия с ребенком и родителями.
Установка ребенка Выразиться.
Узнать.
Сделать.
2. Гендерный принцип Под гендерной принадлежностью дошкольника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определенного пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления. Учитывая социальную направленность понятия (гендер – это социальный пол, гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.
В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам необходимо:
• знать гендерный состав группы;
• ориентироваться в специфике траекторий развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
• учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
• выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
• ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
• обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
• создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
• знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
• учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.
Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника реализуется посредством внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода. Под гендерным подходом мы понимаем методологическую ориентацию, ориентированную на культивирование индивидуальных особенностей ребенка и на основании этого предполагающую:
• определение содержания, форм и методов воспитания;
• создание гендероориетированной образовательной среды, способствующей развитию личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Методологической основой гендерного подхода является гендерная типология (В. Д. Еремеева, С. В. Железнова, И. Г. Малкина-Пых и др., в соответствии с которой выделяют: маскулинный, феминный, андрогинный и недеференцированный типы. Данная типология отражает набор индивидуальных проявлений личности ребенка независимо от его половой принадлежности.
3. Деятельностный принцип Деятельностный подход организации образования - это включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
4. Индивидуальный
принцип Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и т. д.) влияющих в значительной степени на поведение в различных жизненных ситуаций.
5.