Татьяна Гапонова
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2015–2016 год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа педагога- психолога.
Подготовила : Синицына Татьяна Михайловна.
Педагог-психолог Детского сада № 104 ОАО "РЖД".
1. Пояснительная записка.
Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения охватывает все направления образовательно-воспитательного процесса и всех участников образовательного процесса. Рабочая программа педагога - психолога разработана в соответствии соследующими нормативными документами:
Публикация «Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2015–2016 год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин»2.4.3049-13).
4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».
5. Должностная инструкция педагога – психолога.
Цель: Всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, психологической готовности к обучению в школе. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Задачи:
1 .Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия.
2. Формировать у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; давать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников.
3. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
4. Создавать условия психолого-педагогической преемственности детей при переходе из детского сада в школу.
5. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников.
Рабочая программа определяет направления деятельности педагога- психолога :
Психодиагностическая и экспертная работа :
• Определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии воспитанников;
• Выявление индивидуальных психологических, личностных особенностей;
• Определение степени психологической готовности воспитанников старших групп к школьному обучению;
• Выявление одарённых детей;
• Оценка межличностных отношений дошкольников;
• Экспертная работа - анализ занятий, участие в психолого-медико-педагогических комиссиях, совместная работа со специалистами ДОУ.
Развивающая и психо-коррекционная работа :
• Активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающее психическое развитие и становление личности ребенка, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
• Разработка и реализация развивающих и коррекционных программ;
• Коррекционно - развивающая работа с группой «риска»;
Профилактическая и организационно-методическая работа.
• Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных кризисных осложнений в психическом развитии;
• Своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;
• Разработка и внедрение развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
• Контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в ДОУ и семье;
• Выступления на педагогических советах, родительских собраниях, подготовка печатных материалов; оформление информационного стенда;
• Повышение квалификации.
Психологическое консультирование:
• Консультирование педагогического персонала образовательного учреждения по вопросам развития, воспитания и образования детей;
• Консультирование родителей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
• Тренинговые занятия с дошкольниками, педагогами и родителями.
Основные этические принципы деятельности психолога. Этические принципы призваны обеспечить:
• решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
• защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, педагогов, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
• сохранение доверия между психологом и клиентом;
• укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Основные субъекты психологического воздействия:
• дети;
• педагоги;
• родители.
1. Психолого-педагогическое обследование уровня познавательного развития детей старшей и логопедической группах.
Проведение диагностики.
Заключение по результатам психологического обследования:
• Исследование особенностей познавательной деятельности и особенности моторной функции.
• Представление результатов на ПМПк.
• Организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий.
• Просветительская и консультационная деятельность с педагогами иродителями.
2. Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально - волевой сферы детей.
• Проведение диагностики, наблюдение за детьми на занятиях.
• Изучение личностных особенностей воспитанников и системывзаимоотношений.
• Представление результатов на ПМПк.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий.
• Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителям.
3. Психолого-педагогическое обследование школьной зрелости.
Проведение диагностики.
• Исследование особенностей познавательной деятельности.
• Диагностика школьной мотивации.
• Представление результатов на ПМПк.
• Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Просветительская и консультационная деятельность с педагогами и родителями.
4. Просветительская и психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.
Направлена на развитие коммуникативных, познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы.
Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.
Работа проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Перечень программ, технологий, пособий.
Специальные программы :
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство".
" Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" Стребелевой Е. А.
Основные методические пособия:
" Мир детских эмоций" Дети 5-7 лет. Кряжева Н. Л.
" Познавательные способности" Дети 5-7 лет. Тихомирова Л. Ф.
" Психологические эффекты как здоровьесберегающие приемы" Васильев В. В. Гончарова Л. Н. Паринова Е. В.
" Психология. 1, 2,3 тома" Немов Р. С.
" Настольная книга практического психолога" 1, 2 части. Рогов Е. И.
" Практикум детской психокоррекции " Истратова О. Н.
" Книга психологических тестов " сост. Ланская А.
" Психогимнастика в детском саду" Алябьева Е. А.
" Тесты на готовность к щколе ребенка 6-7 лет" Соколова Ю.
" Психология чувств или способность любить" Дубовицкая В. А.
" Психология. Занятия с детьми младшего дошкольного возраста" сост. Миронова М. М.
" Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах". Мазепина Т. Б.
" Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах" Мазепина Т. Б.
" Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры". Минаева В. М.
" Коррекционно-развивающие занятия" Шарохина В. Л.
" Коммуникативное развитие детей 5-7 лет". Авдеева Ю. В.
" Вместе веселее!" дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. Рылеева Е. В.
" Ступени общения: ОТ года до семи лет" Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О
" Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. " Минаева В. М.
" Конфликтные дети" Холмагорова В. М., Смирнова Е. О.
" Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция" Холмагорова В. М., Смирнова Е. О.
" Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры" Панфилова М. А.
" Детская психология" учебник для вузов. Смирнова Е. О.
" Практикум по детской психологии" Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.
" Практикум для детского психолога" Ширикова Г. А.
" Эмоциональное развитие дошкольников" Кошелева А. Д
Дидиктические материалы:
Дидактические игры: " Мой дом", "Мир растений", " Что, откуда, почему?", "Времена года", "Ассоциации", " Чей домик", " Забавные зверята-перепутаница на ферме", " Четвертый лишний", " Куб".
Наглядный материал для психолого-педагогического обследования.
План педагога-психолога Детского сада № 104 ОАО «РЖД»
в старшей и логопедической группах.
Наименование работы :
1. Диагностика возрастного психологического развития каждого ребенка (3 раза в год)
Форма проведения: Методики, тесты, пробы, беседы, наблюдение.
Предположительный результат: Оценить уровень развития ребенка.
2. Еженедельное проведение развивающих групповых занятий с детьми.
Форма проведения: Игры, беседы, тренинги.
Предположительный результат: Развитие познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы, подготовка к школе.
3. Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» (проблемы развития, поведения, страхи и т. д)
Форма проведения: Игротерапия, сказкотерапия, рисуночные тесты, беседы, игры - релаксации.
Предположительный результат: Коррекция поведения ребенка.
4. Проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Форма проведения: Беседы, релаксации, круглый стол.
Предположительный результат: Оказание психологической помощи семье.
5. Проведение индивидуальных бесед с педагогическим составом детского сада, заполнение анкет по вопросам развития и поведения детей.
Форма проведения: Беседы, анкетирование.
Предположительный результат: Собрать более полную информацию о детях.
6. Организация корректирующего воздействия на развитие детей по средствам формулирования рекомендаций для воспитателей, родителей.
Форма проведения: Рекомендации.
Предположительный результат: Коррекция поведения детей.
7. Участие в педагогических советах.
Форма проведения: Тренинги, доклады, анкеты.
Предположительный результат: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, педагогического коллектива, тематические сообщения.