Ольга Овчарёва
Рабочая программа кружка «Волшебные квадратики» для детей старшей группы комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно передавать. Мало того, мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Реальностьюже наших дней, является рост числа детей с ОВЗ и ОНР. Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?
Публикация «Рабочая программа кружка „Волшебные квадратики“ для детей старшей группы комбинированной направленности» размещена в разделах
Образование детей с ОНР и ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными детьми возможностями. Среди современных средств и направлений все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Оригами – один из видов деятельности, который интересен детям, развивает точность и координацию движений, позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребёнка.
Оригами развивает у детей :
- способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- концентрацию внимания, сосредоточенность на процессе изготовления;
- память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- мыслительные процессы;
-трудовые умения, формирует культуру труда;
- конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
- композиционные навыки;
- речь, навыки планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели, где воспитание и обучение осуществляется во время творческой работы.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т. е. создание оригинальных творческих работ.
Программа кружка построена «от простого - к сложному».
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Надо привлекать и родителей. Для этого предусматриваются ежемесячные мастер – классы, где родители видели бы достижения и умения своих детей и узнали, как можно организовать досуг своих детей дома.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами.
Задачи:
- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, вызывать желание довести начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности;
- способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
- развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
- знакомить детей с геометрическими формами и способами преобразования геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку;
- развивать мелкую моторику рук;
- совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности;
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономноиспользовать материал, содержать в порядке рабочее место.
.
Методы, используемые на занятиях кружка :
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Ожидаемые результаты:
- познакомились с искусством оригами;
В результате обучения по данной программе дети научились :
– различным приемам работы с бумагой;
– знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– следуют устным инструкциям, создавая изделия оригами;
– разовьётся внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер;
Режим работы кружка
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий 25минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Программа кружка составлена на основе:
- Закон об образовании;
- Устав ГБОУ СОШ № 4 СП «д/с «Тополёк»;
- Основная общеобразовательная программу ГБОУ СОШ № 4 СП «д/с «Тополёк» «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. : Вераксы Н. Е., Васильевой В. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. ;
-интернет ресурсы;
- Г. И. Долженко «100 оригами» Академия развития Ярославль Академия,К
Академия Холдинг 2000 г. ;
- И. А. Коротеев «Оригами для малышей» МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
АО «учебная литература» 1996 г.
- Н. А. Цирулик «Технология уроки творчества» издательский дом ФЁДОРОВ издательство «Учебная литература» 2008г.
Основные элементы техники:
«Косынка» – лист сгибаем по диагонали от угла до угла.
«Книжка» – лист сгибаем пополам по вертикали.
«Конверт» – все четыре угла квадрата сгибает точно в центр листа.
«Домик» – два верхних угла сгибаем к центру.
«Трельяж» – противоположные вертикальные стороны квадрата отгибаем к средней линии, полученной с помощью сгиба «книжка».
«Самолетик» – лист сгибаем так, чтобы две стороны квадрата, образующие один из углов, совмещались с диагональю, проходящей через этот угол.
«Ромб» - (известен под названием «базовая форма тюленя») – согнув «самолетик», повторяем его от противоположного угла. Углы квадрата, оказавшиеся внутри сгиба, вынимаем наружу и сгибаем пополам, совмещая края бумаги, отмеченные на рисунке красной линией.
«Стрела» и «квадратная стрела» (известны как модификации базовой формы журавлика) – отгибаем две диагонали крест-накрест, используя сгиб «косынка» (после каждого сгиба квадратик нужно раскрыть, перевернув лист изнанкой вверх, делаем два сгиба «книжка», также раскрывая заготовку. Получилась система сгибов, причем ребра диагоналей оказались на одной стороне, а ребра сгибов «книжкой» на другой. Если вдавить центр квадрата в одну сторону, получим «стрелу», если вывернем наизнанку, получится «квадратная стрела».
«Рогатка» – сгибаем «ромб» наполовину. Нижнюю половинку квадрата отгибаем на обратную сторону. Полученную фигурку перегибаем по вертикальной оси.
«Складень» – сгибаем «косынку». Угол «косынки» заправляем внутрь, а потом вытягиваем его изнутри на нужный угол, раскрывая наподобие складного ножа. Сгибы защипываем и проглаживаем.
«Капюшон» – сгибаем «косынку». Угол отгибаем так, чтобы он накрыл ребро сгиба «косынки». Затем отводим его от ребра на нужное расстояние.
«Лесенка», или «зигзаг», - несколько раз отгибаем острый угол «самолетика» вперед-назад, получая заходящие одна на другую складки, «ступеньки».
«Канат» – заготовку скручиваем наподобие веревки, каната.
«Рулончик» - бумагу сворачиваем как бы в рулон.
План работы кружка
Сентябрь
1. Знакомство детей с искусством оригами.
Задачи:
Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Вызвать интерес к художественному конструированию.
2. Знакомство с основными терминами и элементами складывания.
Задачи:
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д, обогащать словарь специальными терминами. Показать простые приёмы складывания квадрата, используемые в работах.
Октябрь.
1. Парус и рыбки
Задачи:
Познакомить с условными обозначениями. Учить сгибать квадрат по диагонали. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. (Г. И. Долженко стр. 18)
2. Бабочка
Задачи:
Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, аккуратно вырезать по линиям, учить чётко, выполнять инструкции педагога. Развивать мелкую моторику. (Г. И. Долженко стр. 20)
3. Тюльпан
Задачи:
Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, развивать ориентировку в пространстве. Развивать умение использовать в речи специальные термины. Развивать умение работать в коллективе. (Г. И. Долженко стр. 22)
4. Лиса
Задачи:
Развивать умение рассказывать о последовательности выполнения работы. Закреплять умение работать с ножницами. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. (Г. И. Долженко стр. 24)
Ноябрь.
1. Гриб
Задачи:Учить загибать углы к центру, развивать умение чётко выполнять инструкцию педагога. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги. (Г. И. Долженко стр. 108)
2. Лисёнок и волчонок
Задачи:Продолжать знакомить детей с условными обозначениями. Учить загибать углы к центральной линии, сгибать квадрат по диагонали назад, выбирать персонаж в зависимость от цветового решения. Закрепить навык работы с ножницами. Развивать умение использовать готовые поделки в играх. (Г. И. Долженко стр. 98)
3. Пингвин
Задачи:Учить детей читать чертёж. Воспитывать самостоятельность и внимание. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. (Г. И. Долженко стр. 94)
4. Дракончик
Задачи:Познакомить детей с элементом техники «Книжка», развивать ориентировку в пространстве. Развивать воображение, мышление, творческие возможности. Воспитывать интерес к результатам своего труда. (Г. И. Долженко стр. 86)
Декабрь.
1. Попугайчик
Задачи:Учить сгибать квадрат по диагонали, Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. Развивать моторику, устную речь. (Г. И. Долженко стр. 86)
2. Хлопушка
Задачи:Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги. Развивать умение складывать «домик», «книжку», выполнять инструкции педагога (И. А. Коротеев стр. 38)
3. Звезда игольчатая
Задачи:Познакомить с элементом техники «Конверт», учить загибать углы квадрата к центру. Формировать умение собирать целое из частей.
Развивать моторику рук. (Г. И. Долженко стр. 111)
4. Коробочка для подарков
Задачи: учить детей складывать «квадратную стрелу», «самолётик».Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивать умение использовать в речи специальные термины. Воспитывать интерес к результатам своего труда. (И. А. Коротеев стр. 77)
Январь
1. Зайчик
Задачи:
Развивать умение читать схемы. Развивать навык работы с ножницами,способность контролировать движения рук и пальцев. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. (Г. И. Долженко стр. 116)
2. Петушок
Задачи:
Закрепить умение выполнять элемент техники «Самолётик».
Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. (Г. И. Долженко стр. 118)
Февраль
1. Самолёт
Задачи:Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.
(Г. И. Долженко стр. 100)
2. Истрибитель
Задачи:Развивать умение изготавливать поделки в технике оригами из прямоугольноголиста бумаги. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать усидчивость, самостоятельность. (Г. И. Долженко стр114)
3. Парусник и катер
Задачи:Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, выворачивать угол наружу. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку. (Г. И. Долженко стр. 150)
4. Шапка
Задачи:
Развивать умение изготавливать поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги (газетная бумага).Развивать воображение, мышление, наблюдательность, устную речь, любознательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук.
(И. А. Коротеев стр. 39)
Март
1. Ваза
Задачи: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, развивать ориентировку в пространстве. Развивать умение чётко выполнять инструкции педагога.
(Г. И. Долженко стр. 207)
2. Цветы
Задачи:Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, складывать двойной треугольник. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.
(Г. И. Долженко стр. 178)
3. Цветок гвоздики
Задачи: Развивать умение складывать «книжку», «косынку», «квадратную стрелу». Развивать умение использовать в речи специальные термины. Закреплять умение работать с ножницами. Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, развивать ориентировку в пространстве.
(И. А. Коротеев стр. 74)
4. Курочка
Задачи:Продолжать учить детей изготавливать из бумаги фигуры; ровно перегибать квадрат пополам, опуская верхний угол. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
(Г. И. Долженко стр. 86)
Апрель
1. Котёнок
Задачи:Закрепить умение изготавливать «книжку», соединять все детали. Приклеивать заготовки для аппликации. Развивать мелкую мускулатуру
(Г. И. Долженко стр. 106)
2Ракета
Задачи:Развивать умение складывать двойной квадрат, продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. Развивать мелкую мускулатуру пальцеврук. (Г. И. Долженко стр. 188)
3. Лодка
Задачи:Развивать умение изготавливать поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
(Г. И. Долженко стр. 104)
4. Утка
Задачи:
Закрепить умение выполнять «самолётик». Развивать умение чётко выполнять инструкции педагога. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). (Г. И. Долженко стр. 132)
Май
1. Прыгающая лягушка
Задачи:Закреплять умение детей выполнять «стрелу», развивать ориентацию в пространстве. Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя.
(Г. И. Долженко стр. 183)
2. Кузнечик
Задачи:продолжать учить детей складывать «квадратную стрелу».Развивать умение использовать в речи специальные термины. Развивать способность контролировать движения рук и пальцев, использовать готовые поделки в играх.
(Г. И. Долженко стр. 206)