Валентина Мельникова
Рабочая программа кружка «В гостях у сказки» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Основная задача взрослых –
Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В. Г. Белинский
Пояснительная записка.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. Существует ряд факторов, вызвавших это явление.
Публикация «Рабочая программа кружка „В гостях у сказки“ для средней группы» размещена в разделах
Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека : посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?
Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!
В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.
В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книги».
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Речевое развитие» (Ознакомление с художественной литературой) АОПДО ГОУ ТО «Суворовская начальная школа»
Основными задачами программы являются :
1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников, зрительного восприятия, мелкой моторики.
5. Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, длительность занятий – 20 минут
Перспективное планирование работы кружка «В гостях у сказки»
Октябрь.
1. Знакомство с мнемотаблицами. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях» с использованием мнемотаблицы.
Художественная литература
2. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» (с использованием фланелеграфа, задание: нарисовать три грибка начиная с самого маленького. Е. Синицына «Умные сказки» стр. 32
3. Рассказывание сказки «Маша и медведь» с использованием мнемотаблицы. Лепка пирожков.
Художественная литература
4. Чтение сказки Е. Ульевой «Почему нельзя ходить на стройку»
Рассматривание и рисование еловой шишки. Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 110
Ноябрь.
1. Рассказывание сказки «У страха глаза велики» (с использованием мнемотаблиц, задание на развитие зрительного восприятия «раскрась одно ведро и скажи чье оно»
Художественная литература
2. Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко». Выполнение задания : вырезать яблоко по контуру и разделить (разрезать) его на четыре части.
Е. Синицына «Умные сказки» стр. 37
3. Познакомить детей с докучными сказками, объяснить их назначение, предложить выучить наизусть одну понравившуюся сказку.
Художественная литература
4. Чтение сказки Е. Ульевой «Что нужно делать, если потерялся?»
Уточнить знание детьми своего домашнего адреса. Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 114.
Декабрь.
1. Рассказывание сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» с использование мнемотаблицы. Выполнение заданий «Рыба в кучках», «Одинаковые рыбки». Художественная литература, И. Г. Семеренко «В гостях у сказки» стр. 26
2. Чтение сказки Про курочку Ряба», задание «сложи яйцо» используя разрезную игру «Колумбово яйцо» Е. Синицына «Умные сказки» стр. 123
3. Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Петушок и бобовое зернышко». Задания «разложить последовательно героев сказки»; «найди ошибку в последовательности»; «кого не стало?» Художественная литература, картотека д/игр по сказкам.
4. Чтение сказки Е. Ульевой «Острые, колющие и режущие предметы. В чем опасность?» Задания :отгадать загадки про ножницы, иголку, нож; «каждой вещи – свое место» - разложить опасные предметы по местам проговаривая «иголку в игольницу, ножницы на полочку, нож на кухню» Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 136
Январь
1. Рассказывание сказки «Заяц – хваста» с использованием мнемотаблицы. Д/игра «Кто лишний?» (уточнить усвоение детьми содержание сказок)
Художественная литература.
2. Чтение сказки В. Сутеева «Разные колеса» Задание: нарисовать разные по величине колеса.
Е. Синицына «Умные сказки» стр. 34.
3. Чтение сказки Е. Ульевой «К тебе подошел незнакомый человек на улице. Что делать? Задание: нарисовать Бармолея. Е. Ульева
«Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 138
Февраль.
1 Рассказывание ненецкой народной сказки «Как собака себе друга искала» с использованием мнемотаблицы. Предложить детям, отвечая на вопросы показать подходящую картинку на мнемотаблице. Художественная литература
2. Чтение сказки В. Сутеева «Кот рыболов», игра - головоломка «Собирайся на рыбалку»
Художественная литература
3. Чтение сказки Е. Ульевой «Почему нельзя высовываться в открытые окна?» Задание: «сложи самолетик» (оригами) Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 144, образец поделки.
4 Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Зимовье зверей». Задание: «выложи из счетных палочек избушку для зверей» (по представлению) Художественная литература
Март
1. Узнай сказку по мнемотаблицы. (Репка). Драматизация сказки. Выполнение логического упражнения «Каких мышат не хватает?» Художественная литература, Г. Семеренко «В гостях у сказки» стр. 39
2. Докучные сказки. Выучить наизусть докучную сказку «Шел я как то через мост"
3. Рассказывание сказки «Жихарка» с использованием мнемотаблицы. Выполнение задания: «Чья ложка?»; «Лопаты и печки. Художественная литература, Г. Семеренко «В гостях у сказки» стр. 30
4. Логические задания в сказке Д. Биссета «Лягушка в зеркале» Е. Синицына «Умные сказки» стр. 8
Апрель
1. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с использованием мнемотаблицы. Д/игра «Кого не стало?»
Художественная литература.
2.
Чтение сказки А. Кеннер «Три медвежонка» Игра – забава «Три» Е. Синицына «Умные сказки» стр. 62
3 Рассказывание сказки «Гуси – лебеди» с использованием мнемотаблицы. Д/игра «Кисельные берега» Художественная литература, картотека д/игр по сказкам.
4. Д/игры по сказкам «Из какой сказки пришли герои?»; «Кто лишний?»; «Чья тень?»; игра –головоломка «Сказочные предметы» (разложить сказочные предметы, чтобы они не повторялись не вертикале, не по горизонтале) Картотека д/игр по сказкам.
Май
1. Рассказывание сказки «Как коза избушку построила». Задание: «Высокое – низкое» Художественная литература, Г. Семеренко «В гостях у сказки» стр. 33.
2. Чтение любимых сказок детей (принесенных из дома)
Отгадывание загадок про сказочных героев.
Художественная литература
3. Чтение сказки Е. Ульевой «Как правильно вести себя на водоеме». Задание: изготовление кораблика используя природный материал – скорлупа грецкого ореха. Е. Ульева «Энциклопедия для малышей в сказках» стр. 129, образец поделки
4. Сказочная викторина с использованием мнемотаблиц, иллюстраций к сказкам,
Конспект