Папки-передвижки

Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности

Куровская Оксана
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа кружка

«Цветные ладошки»

художественно-эстетической направленности

(составлена на основе парциальной программы Лыковой И. А. «Цветные ладошки»и А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»)

ст. Павловская

2016 г.

Пояснительная записка.

Искусство заключается в том,

чтобы найти в необыкновенном обыкновенное

и обыкновенное в необыкновенном

Дени Дидро

Публикация «Рабочая программа кружка „Цветные ладошки“ художественно-эстетической направленности» размещена в разделах

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных мыслей, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т. п.

Актуальность.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому мы считаем, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Мы считаем очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.

Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа, модифицированная и описывает курс по рисованию с использованием как традиционных, так и нетрадиционных техник изображения для детей среднего и старшего возраста и разработана на основе парциальной программы «Цветные ладошки» А. И. Лыкова и А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа на занятиях позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1. формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2. создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3. ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, нетрадиционной техники рисования;

Модель

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением

1. Способность эмоционального переживания

2. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям)

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство, творчество)

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Цель программы - формирование у детей среднего и старшего возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности средствами традиционного и нетрадиционного рисования.

В реализации программы участвуют дети от 4 до 7 лет (с средней по подготовительную к школе группу). Работа с детьми по дополнительному образованию по изобразительной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, еженедельно, в реализации программы задействованы все дети дошкольного возраста. С детьми 4- го (средняя группа) - 2 занятие в неделю, 6- го года жизни (старшая группа) – 2 занятия в неделю, с детьми 7- го года жизни (подготовительная к школе группа) – 2 занятия в неделю. Длительность занятий в изостудии : 5-ого года жизни – 20 минут, 6-ого года жизни – 25 минут, 7-ого года жизни – 30 минут.

Реализация программы рассчитана на трех летний курс обучения, который охватывает следующие возрастные периоды дошкольного возраста:

Вид непосредственно образовательной деятельности возраст группа Кол-во мин/часов на

непосредственно

образовательную

деятельность

В неделю занятий в неделю в месяц в год

Кружковая работа 1 год 4-5 лет Средняя группа 2 40 мин. 160 мин.

2 час 40 мин. 720 мин-

12 ч.

2 год 5-6 лет Старшая

группа 2 50 мин. 200 мин.

3 часа 20 мин. 900

мин-

15 ч.

3 год 6-7 лет Подгото-

вительная

к школе группа

2 60 мин

240 мин.

4 часа 1080 мин-

18 ч.

Формы работы : сочетание коллективных и индивидуальных форм организации на занятиях, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, открытые занятия, изготовление работ для оформления групп и коридоров детского сада к календарным праздникам.

Основные задачи программы :

Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

1. Обучающие:

-учитьразличать и называть способы традиционного и нетрадиционного рисования, применять их на практике;

-учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);

-учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.

2. Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,

замечать и творить Красоту;

-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

3. Воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-воспитывать навыки самостоятельности.

Принципы построения и реализации программы.

Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-воспитательного процесса.

-Принцип культуросообразности;

-Принцип сезонности;

-Принцип систематичности и последовательности;

-Принцип цикличности;

-Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

-Принцип развивающего характера;

-Принцип природосообразности;

-Принцип интереса;

Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности.

-Принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом

-Принцип культурного обогащения

-Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности

-Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности

-Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

-Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта

-Принцип организации тематического пространства

-Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа

-Принцип естественной радости

Ожидаемые результаты.

В ходе прохождения трех летнего курса обучения рисования дети должны:

Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков.

Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.

Владеть навыками рисования и лепки.

Владеть первичными навыками дизайнерского искусства.

Свободно ориентироваться в жанрах живописи.

А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием, лепкой и аппликацией.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах муниципального уровня. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.

Список литературы.

Лыкова И. А. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» - Издательский дом «Цветной мир», Москва 2015.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. -Издательский дом «Цветной мир», Москва 2016.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - Издательский дом «Цветной мир», Москва 2016.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - Издательский дом «Цветной мир», Москва 2011.

Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Занятия в изостудии. -М. : Карапуз. Творческий центр СФЕРА, М:- 2009.

А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Планирование, конспекты занятий. - СПб. : КАРО, 2007

М. В. Киселёва. Арт - терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. ; Речь, 2006.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» Дополнительная.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.1) Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В стране творчества» (ч.2) Тема: «Космос». 1. Рисование (цветной граттаж) «Космос». - Продолжать знакомить с новой техникой «граттаж». Учить аккуратно процарапывать.

Модифицированная образовательная программа художественно-эстетической направленности для старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Рассмотрено Утверждаю: на педагогическом Совете.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Особенности организации ОД кружка «Цветные ладошки» Пояснительная записка Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-5 лет «Цветные ладошки».

Программа художественно-эстетической направленности «ИЗО-терапия» Программа художественно-эстетической направленности «ИЗО-терапия» Срок реализации 1 год Возраст 5 – 7 лет. Составитель: Воспитатель.

Рабочая программа клуба «Цветные ладошки» И в десять лет, и в семь, и в пять, Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует, Всё, что его интересует. Всё вызывает.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно — эстетической направленности РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки» художественно – эстетической направленности Руководитель: Смирнова А. И. 2017-2018 учебный.

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района Смоленской области (МБДОУ д/с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 19:55
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Цветные ладошки» художественно-эстетической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Куровская Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД